Оркестр «Симфонет Раанана» представляет 12-й концерт абонемента. Гай Минтус исполняет Rhapsody in Blue Гершвина
Оркестр «Симфонет Раанана» представляет 12-й концерт абонемента. Гай Минтус исполняет Rhapsody in Blue Гершвина. В программе концертов, которые пройдут 17 и 18 мая в Раанане под управлением дирижера Матана Йона - также адажио из балета «Спартак» Арама Хачатуряна и «Астурия» Исаака Альбениса.
«Рапсодия в стиле блюз», «Рапсодия в блюзовых тонах», «Голубая рапсодия», «Рапсодия в голубых тонах»… У Rhapsody in Blue для фортепиано с оркестром - одного из самых известных произведений американского композитора Джорджа Гершвина - несколько версий перевода на русский язык. И множество версий и интерпретаций исполнения. Известнейший израильский джазовый пианист Гай Минтус вместе с оркестром «Симфонет Раанана» представляет свою версию, а также мировую премьеру собственного сочинения, написанного специально для исполнения с «Симфонет Раанана». Помимо этого, Минтус исполнит «Астурию» испанского композитора Исаака Альбениса, а Матан Йона продирижирует адажио из балета «Спартак» Хачатуряна.
Rhapsody in Blue (воспользуемся английским названием) - это одна из самых известных композиций Джорджа Гершвина, написанная для фортепиано с оркестром в 1924 году. Композиция была создана по заказу Пола Уайтмена для его концерта «An Experiment in Modern Music» в Нью-Йорке. Rhapsody in Blue является смесью различных жанров музыки, включая классическую музыку, джаз и блюз.
Название Rhapsody in Blue было предложено самим Гершвином и означает «рапсодия в голубых тонах». В композиции можно услышать использование традиционных элементов джаза, таких как импровизация и свинг, а также блюзовых гармоний и мотивов. Rhapsody in Blue получила огромную популярность и стала одним из наиболее известных произведений Джорджа Гершвина. Композиция была использована во многих фильмах и телевизионных передачах, часто исполняется на концертах и записана в исполнении множества известных музыкантов и оркестров.
А вообще-то всё случайно, в том числе и написание этой рапсодии. Вот что гласит официальная легенда: однажды Гершвин случайно прочитал в газете, что по заказу Уайтмена работает над джазовым концертом, хотя на самом деле даже не собирался писать подобное произведение. Решив, что это ошибка, он позвонил Полу Уайтмену и выяснил, что тот действительно внес еще несуществующее сочинение в программу предстоящего концерта, где критики должны были ответить на животрепещущий вопрос «что есть американская музыка?». Гершвину не оставалось ничего, кроме как согласиться.
Гершвин так вспоминал о создании «Рапсодии»: «Внезапно мне пришла в голову идея. Тогда много говорили об ограниченности джаза, неверно понимали его функцию. Принято считать, что джаз должен звучать в одном темпе и основываться только на танцевальных ритмах. Я решил, насколько возможно, разбить эту ошибочную концепцию. Вдохновленный этой целью, я принялся писать с непривычной скоростью».
В день премьеры, 12 февраля 1924 года, в Aeolian Hall Нью-Йорка собрались певцы, пианисты из «Тин Пен Элли», звезды джаза и мюзикла, выдающиеся критики и академические композиторы среди которых были Сергей Рахманинов и Игорь Стравинский. Программа концерта, объявленного «экспериментом в современной музыке», включала произведения с использованием элементов джаза. Поначалу «эксперимент» явно не вызвал восторга у публики.
Некоторые слушатели уже начали покидать зал. Но вот за рояль сел Джордж Гершвин. Зазвучала Rhapsody in Blue...
Критики приветствовала мелодический дар Гершвина, «оригинальное чувство гармонии» и «ритмическую изобретательность». Но самое главное достоинство сочинения заключалось в том, что впервые произошло органичное соединение состава оркестра, ассоциирующегося с произведениями Моцарта, Бетховена или Чайковского, и блюзового стиля. С легкой руки Уайтмена новое направление стали именовать симфоджазом.
Впоследствии «Рапсодия в стиле блюз» оказалась наиболее часто исполняемым во всем мире произведением, написанным американским композитором. И уже к ней были вполне применимы слова, сказанные дирижером и музыкальным критиком Уолтером Дамрошем о Концерте для фортепиано с оркестром Гершвина, созданном в 1925 году: «Многие композиторы ходили вокруг джаза, как коты вокруг тарелки с горячим супом, ожидая пока он остынет, чтобы насладиться им, не опасаясь обжечь языки, поскольку они привыкли к тепловатой, дистиллированной жидкости, приготовленной поварами классической школы. Леди Джаз, украшенная интригующими ритмами, шла танцующей походкой через весь мир, вплоть до эскимосов на Севере и полинезийцев на Южных островах. Но нигде ей не встретился рыцарь, который ввел бы ее как уважаемую гостью в высшее музыкальное общество.
Джордж Гершвин совершил это чудо. Он - принц, который взял Золушку за руку и открыто провозгласил ее принцессой, вызывая удивление мира и бешенство ее завистливых сестер».
Матан Йона - дирижер, композитор, аранжировщик и тромбонист.
Матан Йона начал свое музыкальное образование в городской музыкальной школе в Петах-Тикве в классе тромбона у Алекса Чечельницкого и параллельно занимался у Михи Дэвиса, тромбониста Израильского филармонического оркестра. Свою военную службу он провел в оркестре ЦАХАЛа, сначала в качестве тромбониста, а затем помощника дирижера оркестра и аранжировщика.
После демобилизации Матан Йона начал играть и выступать с различными оркестрами и ансамблями в Израиле и по всему миру. В это же время Йона начал учебу в Академии музыки и танца в Иерусалиме по двум направлениям: оркестровое дирижирование под руководством доктора Евгения Цирлина и композиция под руководством доктора Эяля Адлера и профессора Менахема Вайзенберга. Обучение он закончил с отличием. Во время учебы занял первое место во всеизраильском конкурсе по композиции музыкальной школы Тель-Авива (2017 г.) и второе место в конкурсе по композиции имени Марка Копытмана (2016 г.). Кроме того, он выиграл несколько стипендий, в числе которых стипендия для выдающихся композиторов от Siday Fellowship for Musical Creation, стипендия от Goldberg Charitable и стипендия декана факультета за выдающиеся достижения в области музыки.
Сегодня Йона работает домашним дирижером Иерусалимского оркестра «Восток - Запад». Его часто приглашают для работы с лучшими артистами и коллективами в Израиле и за рубежом в качестве дирижера, композитора и аранжировщика. Среди коллективов, с которыми он активно сотрудничает: Иерусалимский Симфонический оркестр, Израильская Симфониетта Беэр-Шева, «Израильская Камерата. Иерусалим», Хайфский Симфонический оркестр, театр Габима, Камерный театр, театр Беэр-Шевы и многие другие.
31-летний американо-израильского джазовый пианист, вокалист, композитор и аранжировщик Гай Минтус вырос в ирако-марокканско-польской еврейской семье в Израиле, но последние годы живет в Нью-Йорке, где он окончил Манхэттенскую музыкальную школу. Стиль Гая Минтуса представляет сочетание американского джаза и левантийской музыки, спонтанного импровизационного подхода и его музыкального видения, уже сформировавшегося в гибрид таких стилей как бибоп и BossaNova плод влиянием классических, израильских, турецких, цыганских и восточноевропейских мелодий.
Гай получил множество наград за свою музыку, в том числе премию Леонарда Бернстайна от Фонда ASCAP, «Приз зрительских симпатий» на джазовом фестивале в Монтрё, а также две премии The Herb Alpert Young Jazz Composer Awards от Американской ассоциации композиторов и исполнителей за выдающееся джазовое исполнение и аранжировку. Он также пишет сочинения для классических оркестров и различных инструментальных составов, выступает с известными музыкантами.
Гай Минтус много гастролирует, уже побывав в Бразилии, Индии, Турции, в городах Европы, Канаде и Соединенных Штатах. В Израиле он выступает достаточно регулярно, в том числе и на джазовых фестивалях
Кстати, еще в 9-летнем возрасте Гай Минтус был признан входящим в полтора процента исключительно одаренных детей в соответствии с тестами института Генриетты Сольд. В 13 лет Гай увлекся джазом, прослушав альбом Телониуса Монка. В 2009 году он с отличием окончил Школу искусств имени Тельмы Елин и одновременно джазовое отделение Израильской консерватории. Затем – армия и учеба в совместной программе «Новой школы джаза и современной музыки» и Израильской Консерватории. В 2010 году Гай начал учиться в Музыкальной школе имени Бухмана Меты при Тель-Авивском университете, специализируясь в композиции и классическом фортепиано. В 21 год Гай Минтус уехал учиться в Институт джаза в Манхэттенской школе музыки.
Делит ли он сцену с джазовыми легендарными исполнителями, сочиняет ли для классических оркестров, сотрудничает с мастерами традиционной музыки или работает с детьми, Гай везде чувствует себя как дома. Слушателям останется просто погрузиться в музыку и насладиться фантастическим исполнением его трио.
12-й абонементный концерт «Симфонет Раанана»
«Rhapsody in Blue»
Среда 17.05.2023 в 20:00
Четверг 18.05.2023 в 20:00
Дирижер – Матан ЙОна
Фортепиано - Гай Минтус
В программе:
Джордж Гершвин - Rhapsody in Blue
Арам Хачатурян - Адажио из балета «Спартак»
Исаак Альбенис - «Астурия»
Заказ билетов на сайте оркестра - http://www.symphonette.co.il
Городской центр музыки и искусств, Раанана, ул. Ха-Пальмах, 2-алеф.
Страница в фейсбуке - https://www.facebook.com/symphonette.raanana
Справки и заказ билетов по телефону: 09-7457773
Заказ билетов на сайте оркестра - http://www.symphonette.co.il
Городской центр музыки и искусств, Раанана, ул. Ха-Пальмах, 2-алеф.
Страница в фейсбуке - https://www.facebook.com/symphonette.raanana
Справки и заказ билетов по телефону: 09-7457773
Фотография (© Дан Лев ) предоставлена пресс-службой оркестра
Пиар-агентство: Sofia Nimelstein PR & Consulting при сотрудничестве с MashaHinichPR