Месса Франка Мартена для двойного хора. Дирижер - Флориан Хельгат, представитель молодого поколения дирижеров, сегодня - один из ведущих дирижеров в Европе. Флориан Хельгат возглавит последнюю программу сезона из серии «Вокальное переживание» Израильского Вокального Ансамбля. 8-11 июня 2023 г.
В ходе своего первого визита в Израиль дирижер Флориан Хельгат представит слушателям вместе с Израильским Вокальным Ансамблем уникальную программу а`капелла, жемчужиной которой является одно из главных и красивейших произведений хорового репертуара, из написанных в ХХ веке: месса для двойного хора швейцарского композитора Франка Мартена.
Это произведение, полное воображения и света, является музыкальным путешествием на машине времени в эпоху Возрождения. Месса была написана в 1922-м году, но исполнена только спустя более чем сорок лет, пролежав все это время в ящике рабочего стола композитора. Ее мировая премьера прошла в Гамбурге в ноябре 1963-го года. «Мой первый опыт встречи с этим произведением, в ту пору, когда я был студентом, был мощным и опьяняющим. Я верю, что и наших слушателей ожидает такое же впечатление», - говорит музыкальный руководитель Израильского вокального ансамбля Юваль Бен-Озер.
8-11 июня 2023 года. Раанана, Иерусалим, Хайфа и Тель-Авив.
Флориан Хельгат стал лауреатом престижной премии Эрика Эриксона 2006 года, а затем победил в конкурсе молодых хоровых дирижеров в Будапеште в 2007 году. Он тотчас привлек внимание международного музыкального сообщества, и в настоящее время является музыкальным руководителем двух профессиональных хоров – швейцарской вокальной академии Zürcher Sing-Akademie и немецкого хора Chorwerk Ruhr. В последние годы Хельгат дирижировал многими известными оркестрами и хорами в самых престижных европейских залах.
Франк Мартен (1890-1974) - воплощение национальной гордости Швейцарии, один из первых швейцарских композиторов, получивших широкое признание за ее пределами. Мартен - видный композитор современности, внесший значительный вклад в сокровищницу мирового музыкального искусства.
Франк Мартен (https://www.frankmartin.org/) был десятым ребёнком в семье кальвинистского пастора. Он сам научился играть на фортепиано и в девять лет начал сочинять. По желанию родителей изучал физику и математику в университете Женевы, параллельно брал уроки композиции у органиста и композитора Жозефа Лобера. В 1926 году основал Женевскую ассоциацию камерной музыки, которой руководил в качестве пианиста и клавесиниста в течение десяти лет. Одновременно преподавал теорию музыки и импровизацию в институте Жак-Далькроза, а также камерный ансамбль в Женевской консерватории. С 1933 по 1940 год являлся директором собственной музыкальной школы Technicum Moderne de Musique, с 1942 по 1946 год руководил Ассоциацией музыкантов Швейцарии.
В 1946 году оставил все административные посты и переехал со своей женой в Амстердам, чтобы целиком посвятить себя композиции. С 1950 по 1957 год преподавал композицию в Высшей школе музыки Кёльна.
В своём творчестве композитор применял синтез додекафонии и классической тональной системы. Автор ораторий («Голгофа», «In terra pax» и др.), реквиема, оркестровых и камерных произведений; из последних популярны его баллады для флейты, тромбона, фортепиано, виолончели, саксофона, альта, а также Церковная соната для флейты и органа.
Месса Франка Мартена для двойного хора, написанная в 1922 году (за исключением части Agnus Dei, датируемой 1926 годом), была сочинена им по собственному желанию, а не по заказу. Вот как пишет в своих воспоминаниях сам Мартен: «В то время я не знал ни одного хорового дирижера, который мог бы заинтересоваться этой мессой. Я никогда не представлял её Ассоциации музыкантов Швейцарии для исполнения на одном из их ежегодных мероприятий. На самом деле, у меня не было никакого желания исполнять эту мессу, так как я боялся, что это сочинение будут оценивать на чисто эстетическом уровне. Что касается меня, то это был вопрос между Богом и мной. Я чувствовал, что мой религиозный пыл должен оставаться моим частным делом и не поддаваться влиянию общественного мнения. И был настолько в этом уверен, что эта композиция сорок лет пролежала в ящике стола, включенная в мой список работ исключительно формально. Именно в этом списке в 1962-м году дирижер хора Бугенхаген-Канторей в Гамбурге, г-н Франц В. Бруннерт, увидел упоминание о мессе и попросил меня прислать ему ноты. Он и его хор впервые исполнили мою «Двойную мессу» осенью 1963-го года, через 41 год после того, как она был написана.
Все вышесказанное ясно показывает, что, несмотря на то, что я написал мессу для большого количества голосов, это музыка внутреннего плана. С тех пор мой музыкальный язык значительно развился. В этой работе есть некоторые вещи, которые я больше не смогу написать; есть и то, что я бы никогда не повторил. Но есть и музыкальные элементы, которые мне очень близки, которые я использовал в неопубликованной Рождественской оратории и которые появляются в моей оратории «Голгофа».
Надеюсь, что убежденность, молодость и красота все еще могут быть оценены…».
В программе также - Шесть песен Пауля Хиндемита на слова Райнера Марии Рильке, совершенно необыкновенных и непохожих ни на одно из произведений этого знаменитого немецкого композитора.
В 1939-м году Хиндемит останавливался во французской деревне, где сдружился с местными жителями. За день до отъезда композитора местный староста поведал Хиндемиту, что у них некогда гостил поэт Рильке, который в качестве прощального подарка оставил жителям деревни несколько своих стихотворений на французском.
Хиндемит забрал текст стихотворений и на следующий день вернул их, положенные на мелодии. Так случилось, что два великих немецких творца создали цикл песен на французском языке, легких и оптимистичных, как сама природа.
Семь песен для хора а`капелла (opus 62), написанные Иоганнесом Брамсом, являются одним из самых красивых романтических песенных циклов.
Но если оркестровые произведения Брамса и его Реквием получили широкое признание, то произведения для хора знаменитого композитора часто оставались предметом интереса узкого круга любителей этого жанра. Любовь Брамса к фольклору и уникальное умение композитора писать хоровую музыку послужили поводом для создания цикла, который обязательно найдет отклик у слушателей концерта, во многом также благодаря высокому профессионализму и таланту немецкого дирижера Флориана Хельгата.
Израильский Вокальный Ансамбль «Ха-Коли ха-Исраэли», основанный дирижером и художественным руководителем Ювалем Бен-Озером в 1993-м году, давно занял место ведущего камерного хора в стране. Ансамбль состоит из профессиональных певцов-солистов, выступает в лучших залах и на фестивалях в Израиле, участвует в концертах с ведущими оркестрами страны. С момента своего создания ориентируется на самые высокие художественные стандарты, вносит огромный вклад в популяризацию творчества израильских сочинителей и распространение вокальной музыки. Вокально-камерный репертуар ансамбля простирается от средневековой музыки до современной музыки, включая авангардные произведения и записи саундтреков к фильмам.
Дирижер и музыкальный руководитель ансамбля Юваль Бен-Озер - один из самых выдающихся хоровых дирижеров Израиля. В качестве приглашенного дирижера он дирижировал всеми важными оркестрами Израиля, а также оркестрами и хорами Европы и Южной Америки. В качестве дирижера хора работал в филармонических концертах под управлением величайших дирижеров мира: Зубина Меты, Джеймса Уэйна, Даниэля Баренбойма, Антонио Паппано, Даниэля Орена и Джузеппе Синополи. Юваль Бен-Озер также является музыкальным руководителем и дирижером Национального хора.
Израильский Вокальный Ансамбль.
«Между мной и Богом»
Дирижер - Флориан Хельгат
08.06.2023, четверг, 20:30, Городской Центр музыки и искусств Раананы
09.06.2023, пятница, 11:00, Шотландская церковь, Иерусалим
10.06.2023, суббота, 12:00, Церковь Св. Иоанна, улица Хори 32, Хайфа
11.06.2023, воскресенье, 20:30, Тель-Авивский музей искусств,
зал «Реканати» и прямая трансляция на сайте https://ivocal.co.il
Цена билетов: 70-145 шек.
Заказ билетов по телефону 074-7012112 и на сайте https://ivocal.co.il/
или https://bit.ly/3W56T4V
Программа концерта:
Франк Мартен «Месса для двойного хора»
Иоганнес Брамс «Песни Опус 62»
Пол Хиндемит «Шесть песен»
Джилз Суэйн «Спать» ( из цикла «Романтические песни»)
Страница в фейсбуке – https://www.facebook.com/TheNewIsraeliVocalEnsemble
Страница мероприятия - https://www.facebook.com/events/3448617005394635/3448617018727967
Канал Израильского Вокального Ансамбля в youtube – https://www.youtube.com/user/TheNIVE1
Фотография предоставлена пресс-службой Израильского Вокального Ансамбля