Портал ISRAland - израильские новости


21 Ноября 2024 [20 Хешвана, 5785 г.] В Иерусалиме
Разделы новостей
Новости раздела
Встретим Хануку и Новый год с Пеппи Длинный Чулок в Театре Zero 09:45 21/11
Встретим Хануку и Новый год с «Пеппи Длинный Чулок» в Театре Zero
Winter Dreams в Иерусалимском ботаническом саду 20:35 17/11
Winter Dreams в Иерусалимском ботаническом саду
Мечта 20 века - необычный концерт Иерусалимского симфонического оркестра 14:11 17/11
«Мечта 20 века» - необычный концерт Иерусалимского симфонического оркестра
Super Jazz Леонида Пташки на Мертвом море 14:08 17/11
Super Jazz Леонида Пташки на Мертвом море
Дворжак | Бетховен – концерты Симфонического оркестра Ришон ле-Циона и Израильской Оперы в ноябре 09:32 14/11
Дворжак | Бетховен – концерты Симфонического оркестра Ришон ле-Циона и Израильской Оперы в ноябре
Реквием, обращенный к будущему 21:33 13/11
Реквием, обращенный к будущему
Все новости раздела
Новости без политики

Кирилл Рихтер: Для меня само существование значит быть окруженным миром звуков

Раздел: Афиша
Кирилл Рихтер: Для меня само существование значит быть окруженным миром звуков

Фото: ISRAland


В преддверии единственного концерта в Израиле композитора и пианиста Кирилла Рихтера и его Richter Trio, Кирилл Рихтер дает интервью из своего дома в Швейцарии. Во время разговора выясняется, что у нас одинаковые взгляды на современную академическую музыку, на музыку электронную, на современное музыкальное образование и преподавание и на влияние музыки в целом. Предлагаю вам интервью с Кириллом Рихтером и предвкушаю его концерт в зале «Смоларш» Тель-Авивского университета 25 июля.

- Простите, - говорит Кирилл, не сразу ответив на звонок. - Я спал сегодня всего три часа, мы готовим новую пластинку - винил.

- Это ваш новый студийный альбом?


- Нет, это запись концерта, который я сыграл с оркестром в Берлинской филармонии в начале мая, я должен проверить запись перед выпуском.

- Ваш первый альбом «Chronos» вышел четыре года назад – в 2019-м году.

- Выпуск альбомов всегда чрезвычайно важен. Для нашего Richter Trio выпуск и подготовка альбомов - нечто очень серьезное. Прошедшие четыре года были более, чем насыщенны. Прошли премьеры моих сочинений. «Реквием» все еще не окончен, но его пред-премьера уже состоялась в Швейцарии. Я написал много инструментальных пьес, работы для кино, музыку для балета. В 2022 году, когда началась война и мир буквально перевернулся, я написал цикл «Вавилонские песни» на семи языках - об изгнанниках, о тех людях, которые лишены своего дома, покинули его по тем или иным причинам. Начинается цикл с текста псалма «На берегах рек Вавилонских мы сидели и плакали - как же мы можем петь песни свои вдали от дома?». В этом году прошла еще одна премьера - «Семь возрастов человека» по произведениям Уильяма Шекспира. Семь стадий возраста человека, семь пьес для трио и балет, который поставил Марко Гёке.

- Марко Гёке очень любят в Израиль, он к нам часто приезжает, либо со своей группой, либо с другими, в качестве приглашенного хореографа. Гёке часто отталкивается от тех или иных литературных произведений. А вы, когда обращаетесь к литературным источникам в вашем творчестве, что превалирует для вас - актуальные темы или фантазии, реальность или вымышленный мир?

- Я не драматизирую время. Я размышляю не только о Хроносе - суть уходящее, всепожирающее время. Есть ведь еще и Кайрос (Кайро́с (др.-греч. Καιρός «благоприятный момент» — древнегреческий бог счастливого мгновения, удачи, благоприятного стечения обстоятельств – М.Х.), который может ухватить удачу за хвост, и его тоже нужно услышать и понять.

А шекспировские «Семь возрастов человека» («Seven ages of a man» из пьесы «Как вам это понравится» - «As You Like It»), я сократил до «Семи возрастов», потому что для меня важна в первую очередь цикличность жизни.

- Именно в пьесе «Как вам это понравится» звучат знаменитые строки
Мир - театр;
В нём женщины, мужчины, все - актёры;
У каждого есть вход и выход свой,
И человек один и тот же роли
Различные играет в пьесе, где
Семь действий есть.

«Мир – театр»… Эта метафора уходит в древние времена, это одна из культурных констант, культурной код еще с времен античности. Каковы ваши культурные коды?


- Я рос на научной фантастике, был всегда окружен книгами, и сейчас считаю, что научная фантастика это не досужее рассуждение о будущем, это и есть наше будущее, в чем мы сейчас убеждаемся.

Я всегда концентрируюсь на человеке, и при этом зачастую черпаю вдохновение в литературных источниках, заимствую названия из научно-фантастических новелл. К примеру, у меня есть сюита «Вера наших отцов», первая ее часть - увертюра, вторая так и называется – «Вера наших отцов», третья – «Пепел и снег», и четвертая – «После этой войны другой не будет»- это один из знаменитых рассказов Роберта Шекли. И потом - «Приди ко мне не в зимней белизне» - как книга Роджера Желязны и Харлана Эллисона.

- Ваши культурные коды - это некое предвидение? Ваша музыка, когда я ее слушаю, мне кажется неким предчувствием, а не только инструментальным описанием настоящего момента.


- Для меня это скорее интуитивное ощущение. Честно говоря, все, что происходит сейчас с миром, я «слышал» в своем воображении. Мне не хочется брать на себя роль поэта-пророка, но ведь у Пушкина есть сочинение «Пророк», и я иногда я ощущаю похожие болезненные ощущения. Эти ощущения я пытался передать в «Реквиеме», в котором пытался отразить историю не только России, но и других стран.

- Вы будете играть отрывки «Русского реквиема» в Тель-Авиве?

- Нет, это оркестровая пьеса, она посвящена моему прадеду, который был узником ГУЛАГа, и который, к сожалению, не выжил. Он вернулся из лагеря, и в тот же день умер. Я вижу этот маятник истории, вижу множество аналогий, но все времена по-своему разные. Я говорю так: сначала рыдаю я, потом рыдают музыканты, а потом уже очередь зрителей.

- Вы для меня ни в коем случае не ассоциируетесь с поэтом-пророком, скорее с ученым-исследователем. И одним из результатов вашего труда является создание Richter Trio В музыке вашего трио отчетливо улавливается, что музыканты являются соавторами, со-создателями музыки. Насколько музыканты вашего трио вовлечены в творческий процесс? Как вы их выпестовали?

- На первых этапах это был обратный процесс - я равнялся на них, старался понять, насколько я должен вырасти до их уровня академических музыкантов. Оба мои коллеги - академические музыканты, которые долго учились. Август Крепак закончил две консерватории - Московскую и консерваторию Осло по классу виолончели, он также является одним из солистов оркестра барокко Pratum Integrum, играл в ансамбле Gnessin Baroque, последние годы много занимался барочной музыкой.

Скрипачка Алена Зиновьева – аспирантка консерватории, лауреат премии Захара Брона.
Наша встреча - это случайное стечение обстоятельств. Когда мы встретились, я писал свой первый саундтрек, музыку к кинофильму. Гонорар мне вообще не заплатили, но мне было безумно интересно, я делал это из чистой любви.

Тогда же я написал токкату для скрипки, которая, кстати, прозвучит на концерте в Тель-Авиве. И примерно тогда же я понял, что надо перестроить работу моего мозга и пересмотреть отношение к логике - после того, как за один год подготовился к Кембриджскому экзамену по английскому языку.

Я полностью перестроил свое мышление композитора-пианиста в логику струнных инструментов, это было очень непросто. Когда Алена пришла записывать эту токкату, никто ее не знал - ни я, ни Август, пригласивший ее, благодаря хорошей рекомендации. А с Августом мы познакомились в одном из прекрасных тогда «свободных пространств», оно называлось «Циферблат» - сейчас их все закрыли. Тогда же возникла и осуществилась прекрасная идея Ивана Митина о местах, которые стали называться «антикафе», куда музыканты приходили играть и знакомиться, там проходили концерты современной и барочной музыки. Там была абсолютно свободная атмосфера, стояло фортепиано, и можно было без всякого осуждения играть свою музыку. «Циферблат» был прекрасным местом, где я давал свои первые скромные концерты. Там мы познакомились с Августом, и там я стал потихоньку набирать аудиторию. Помню, что сначала приходило десять человек друзей, потом пятьдесят знакомых, а на последнем моем концерте в «Циферблате» люди сидели буквально на шкафах, потому что не было места. И тогда я понял, что надо что-то делать, выходить на большую сцену - это был 2016-й год.

Мне повезло встретиться и с Августом и с Аленой, решившей меня поддержать: она сама писала музыку и понимала, что означает любая поддержка для начинающего композитора. Она в меня поверила, и надеюсь, что не зря, потому что мы до сих пор вместе и выступали в такие прекрасных залах, как Берлинская филармония; как Альберт-Холл в Лондоне.

Инструментальная музыка, которая собирает публику в такие залы, стоит того, чтоб за нее побороться. Мою музыку называют минималистичной экспрессивной музыкой, но ее минимализм означает ясность и выразительность. Музыка - это история, такая же, как литература или поэзия; это история, переведенная на музыкальный язык.

- А где живете сейчас вы, Август и Алена?

Август сейчас в Норвегии, Алена - частично в Турции, частично в Москве - ей пришлось вернуться в связи с определенными обстоятельствами, а я в Швейцарии, моя студия находится в старом доме, недалеко от Кура, места, где родился художник Гигер (Ганс Рудольф Гигер прославился созданием образа инопланетного чудовища для триллера Ридли Скотта «Чужой», эта работа в 1980 году принесла Гигеру премию Американской киноакадемии “Оскар” за визуальные эффекты – М.Х.).

- Вы чувствуете себя человеком мира?

- Наверное. Во всяком случае, сегодня мне так сказала мама по телефону: «Ты - человек мира». Я вспоминаю то время, когда я был ребенком в маленьком военном городке, и очень хорошо запомнил, как я думал «I don't belong this place», хотя никто ничего мне об этом не говорил.

- Рассказывая о своей музыке, вы часто используете слово «логика», может потому, что по первому образованию вы физик. Музыка не существует без логики, недаром столько математиков и физиков, и лучший тому пример - Альберт Эйнштейн, любили играть на скрипке. И еще вы произнесли фразу «Увидеть музыку», то есть почувствовать ее как-то иначе. Что подводит к следующему вопросу: в мае 2019 года вы дали совместный концерт вместе с AI - искусственным интеллектом, в рамках масштабной компании Adidas Originals. Mubert. Развиваете ли вы это направление в своей концертной деятельности - коллаборации с AI, выстроенном строго логично и думающем иначе, чем homo sapiens?

- Меня это очень заботит сейчас, вы правы. Я не хочу раскрывать все карты, потому что это очень серьезная работа с энергиями, с концентрацией, но вспоминая тот концерт, я должен сказать, что это был чистый эксперимент с AI. Это была подготовленная заранее, записанная, сгенерированная искусственным интеллектом пьеса, с которой мы выступали. Не могу сказать, что это было стопроцентным сотворчеством, но сейчас меня интересует чистый диалог с AI, и скорее всего, я начну этот диалог, хотя, честно говоря, я не верю пока в программное обеспечение, в soft, который не сам я обучил. Пока все то, что я видел и слышал, похоже на так называемую стоковую музыку, а мне интересно концептуальное общение, потому мне как раз больше подходит чат GPT, когда ты можешь задавать вопросы, можешь «кормить» его информацией, вести уважительную беседу, просить проводить аналогии.

- При этом, в ваших интервью вы все время подчеркиваете, что вам важен человек, его чувства, эмоции. Какие эмоции у искусственного интеллекта? AI – это информация и логика.

- Вы сами заметили, что мне присуща строгая логика, и я ее использую, но только во время механической работы - оркестровка, работа с нотами, редактура, монтаж и т.д. Если я изначально не чувствую живого дыхания материала, я с ним не работаю. Чувственное, на грани подсознательного, быть может, это и есть попытка найти магию реальной жизни, когда ты работаешь до такого изнеможения с инструментом, что в момент импровизации уже теряешь страх чистого листа. Потом ты слушаешь и думаешь - что за чушь я записал вчера?! Но вот с этой крупицей, пожалуй, можно поработать. Чувства очень тяжело достаются, и в каком-то смысле логическое мышление - это наш враг. Я очень благодарен работе своего мозга, но воспринимаю его как нечто отдельное. Мне приходится его обыгрывать.

- Вы пытаетесь обойти в музыке , в композиции встроенные в наши гены схемы мышления?

- Мы всегда хотим следовать накатанной колее; делать то, что мы уже умеем хорошо делать, и для того, чтобы все время вытягивать себя из комфортной зоны, ты должен создавать себе условия дискомфорта. Странно так поступать с собой, но такова профессия композитора. Вот кто-то говорит: «У меня мурашки». А что такое мурашки? Это же физиологическая реакция. Если у меня нет физиологической реакции на музыку, я с ней не работаю, считаю, что она слабая. Поэтому, возвращаясь к теме искусственного интеллекта, у меня есть надежда или ощущение, что у AI появятся эмоции - поначалу как имитации, а потом как что-то самостоятельное. Я сейчас пишу музыкальную пьесу о живой машине. В моем сценарии машина пробуждается в пост-апокалиптическом мире. Она анализирует все атомы во вселенной, начинает процесс изучения мира, и когда она понимает, что проанализировала все, что могла, обращается к самой себе. И тогда она начинает творить, а в моем нарративе - творить музыку.
Я еще не знаю, какая точно там будет музыка, но эта должна быть музыка, которую раньше никогда не слышали, как будто бы машина использовала человеческий оркестр, как мы используем электронный soft. И когда машина создает эту музыку, она задает себе вопрос - а кто создал меня? И начинает поиск создателя. Находит она его или нет, я не знаю, но это история божественного откровения, это история создателя и существа созданного. Но, как я уже говорил, мне всегда были интересны фантастические рассказы, в том числе и в разрезе религиозного восприятия. Что-то там не чисто в прошлых временах, что-то там кто-то кому-то сказал, или кому-то помог, не знаю… Так мне думается.

- Вы утверждаете, что вы в первую очередь композитор, а потом уже исполнитель. Когда композитор сочиняет, он импровизирует. Есть ли в ваших инструментальных концертах импровизационная часть, или это полностью отрепетированная программа?

- Я не противник, но и не сторонник использования в концертах импровизации. Объясню просто: импровизация это работа в лаборатории, это исследовательский процесс. Я могу написать для некоторых инструментов improvisatore - партию импровизации, но она будет срежиссирована. Может, это гиперконтроль, но я считаю, музыка должна точнее влиять на чувства, соответствовать задаче, задуманной автором.

Я помню, как семилетним мальчиком случайно услышал музыку Филипа Гласса, в России это было практически невозможно. Показывали фильм «Койянискаци» (первый фильм документальной трилогии Годфри Реджио, к которому Гласс написал саундтрек - Koyaanisqatsi; Жизнь, выведенная из равновесия – М.Х.). Я тогда думал, что Койянискаци это фамилия какого-то японского композитора, и только когда мне было уже 20 лет, понял, что в фильме звучит музыка Филипа Гласса. Его музыка подействовала на все мои чувства. Для меня само существование значит быть окруженным миром звуков, сочетание которых приводит к рождению музыки.

- У вас два академических образования, но не музыкальных. И все-таки музыка победила…

- Да, у меня два высших образования (Институт ядерной физики МИФИ и Британская высшая школа дизайна - М.Х.). Я хотел заниматься наукой, исследованиями. Но всё это время я играл и сочинял музыку. Музыка - как любовь, как цветок, пробившийся сквозь асфальт.

Для меня сочинение музыки сродни научным, лабораторным исследованиям. Я - перфекционист. Всё, что я делаю - я делаю для того, чтобы нарратив музыки стал мощнее. Если бы я был классическим пианистом, получил бы принятое образование, что означает муштру с малых лет, то возможно, писал бы иную музыку. Работа над техникой даёт огромные преимущества, уровень нынешних пианистов-вундеркиндов неизмеримо велик, но я к этому не стремлюсь. Я, в первую очередь - композитор.

- Мне уже очень хочется услышать вашу музыку. Я помню ваше выступление в Тель-Авиве несколько лет назад, еще до пандемии, в другом зале и с другой программой, и желаю вам огромной удачи и в этот раз.

Кирилл Рихтер & Richter Trio

Тель-Авив, 25 июля, вторник, Тель-Авивский университет, аудиториум «Смоларш», 21:00
Кирилл Рихтер – фортепиано
Август Крепак – виолончель
Алена Зиновьева – скрипка

Продолжительность концерта – 1 час 30 минут

Сбор гостей - 20:00
Начало концерта - 21:00

Страница мероприятия – https://www.facebook.com/events/1222085661777747/

Заказ билетов на сайте организатора https://eventation.co.il/richterru
или в кассе Браво: https://shimon.kassa.co.il/announce/75553

Текст – © Маша Хинич. Фотографии и видео предоставлены менеджментом Кирилла Рихтера

Читайте последние новости раздела "Афиша":
Встретим Хануку и Новый год с «Пеппи Длинный Чулок» в Театре Zero →
Winter Dreams в Иерусалимском ботаническом саду →
«Мечта 20 века» - необычный концерт Иерусалимского симфонического оркестра  →
Super Jazz Леонида Пташки на Мертвом море →
Дворжак | Бетховен – концерты Симфонического оркестра Ришон ле-Циона и Израильской Оперы в ноябре →
Реквием, обращенный к будущему →
Если вы заметили орфографическую ошибку,
выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться:

Портал ISRAland - новости Израиля

Отправить на e-mail   Распечатать

Другие новости
Новости партнеров
Американские новости
Последние новости ISRA.com


Армия сообщила о дронах из Ливана
Армия сообщила о дронах из Ливана
Есть новая договоренность по заплатам для государственного сектора
Есть новая договоренность по заплатам для государственного сектора
Байден пытается не оставить Израиль без американского оружия
Байден пытается не оставить Израиль без американского оружия
Италия признала, что по силам ООН стреляли террористы
Италия признала, что по силам ООН стреляли террористы
«Apple» готовится к презентации революционной новинки
Apple готовится к презентации революционной новинки
Владелец «TikTok» - самый богатый человек в Китае
Владелец TikTok - самый богатый человек в Китае
Объявления на ISRA.com


Добавить объявление


Главная | Знакомства | Знакомства с анкетой | Доска объявлений | Курсы валют | Статьи | Опросы | Онлайн ТВ | Анекдоты | Гороскоп
Рейтинг | Lenta новостей | Канал новостей США | Подписка на новости | Баннерная сеть | Загрузка файлов | Форум | Связаться с нами | Реклама у нас
новости израиля Если вы заметили орфографическую ошибку, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Любое использование материалов запрещено без письменного разрешения редакции.
При перепечатке гиперссылка на Израильские Новости обязательна.
ISRAland Online Ltd. 1999 - 2024 © Все права защищены.
Лицензионное соглашение
Ограничение использования материалов агентства Associated Press

Система Orphus