Сегодня (19 марта) комиссия кнессета по алии, интеграции и диаспоре собралась, чтобы обсудить проблему изучения иврита в ульпанах для новых репатриантов.
Около десяти лет назад частные ульпаны получили признание Министерства алии и интеграции и обучение в них стало доступным для большинства новых репатриантов. Был выделен специальный бюджет на программу «Ваучер» для субсидирования обучения новых граждан страны, и, таким образом, они получили дополнительную возможность изучения иврита.
Преимущество частных ульпанов состояло в том, что они могли лучше адаптировать учебный процесс к потребностям новых репатриантов – предлагать более гибкое время обучения и численность групп, учитывать возрастной профиль и уровень владения ивритом и многое другое.
В частных ульпанах классы формировались и начинали учиться гораздо быстрее, были маленькими – от 4 до 8 человек, занимались как днем, так и по вечерам. А во время карантинов из-за эпидемии коронавируса частные ульпаны показали свою высокую эффективность, оперативно предложив также онлайн-обучение.
Они хорошо себя зарекомендовали, и спрос на них рос из года в год. За эти 10 лет он вырос в 10 раз, при этом бюджет программы «Ваучер» на обучение в этих ульпанах каждый год увеличивался и в прошлом году составлял 60 млн.
В этом году, полностью игнорируя нужды и постоянно растущее число новых репатриантов, Министерство алии и интеграции решило сократить бюджет на 90% - до 6 миллионов шекелей. Кроме того, министерство без предварительного уведомления прекратило выдавать ваучеры новым репатриантам. В начале марта новые граждане страны с удивлением обнаружили, что система получения ваучеров неожиданно закрылась.
И хотя сокращения должны были начаться в апреле, по факту выдача ваучеров прекратилась 6 марта, и уже более 350 новых репатриантов остались без возможности получить ваучер.
Алекс Лалуш, генеральный директор «Ульпан шели», заявил представителям министерства: «Вы разрушаете лучший проект, который вы когда-либо запускали. Мы, менеджеры ульпана, сами прошедшие репатриацию, понимаем потребности новых граждан страны и знаем, как адаптировать обучение для них. В течение примерно десяти лет мы эффективно работали, встречая понимание со стороны депутатов, отвечающих за репатриацию и интеграцию, которые сами тоже были репатриантами и были знакомы со всеми нуждами и потребностями новых граждан».
Ситуация станет похожей на ту, что была много лет назад, когда многие репатрианты не шли в ульпаны и оставались без знания языка на долгие годы или даже на всю жизнь. Что, разумеется, лишало их возможности найти достойную работу по профессии и продвигаться по карьерной лестнице.
И это при том что, несмотря на войну, люди продолжают репатриироваться в Израиль, и прогнозируется дополнительный рост репатриации на фоне нестабильности и антисемитизма во многих странах мира. А здесь им порой приходится ждать до полугода, чтобы начать учить иврит, не работать во время обучения (занятия в государственных ульпанах ведутся только утром) или платить из своего кармана большие деньги, которые мало у кого есть.
Как говорится, «Брухим а-баим ле эрец Исраэль – добро пожаловать в Израиль»!