3-я соната для скрипки и фортепиано Грига, «Хаванез» Сен-Санса, 7-я соната для скрипки и фортепиано Бетховена, «Цыганка» Равеля - эти произведения объединяют как их виртуозность, так и их популярность и возможность интерпретаций исполнителями. В каждом исполнении слышны иные оттенки, иные чувства.
Хайфский кружок камерной музыки в субботу, 4 мая проведёт очередной концерт своей «субботней» серии в музее японского искусства имени Феликса Тикотина в Хайфе при участии концертмейстера скрипок Израильского Филармонического Оркестра Думитру Почитаря и пианистки Юлии Гурвич. В программе – музыка от классики до романтики и музыка 20 века – произведения Бетховена, Грига, Сен-Санса и Равеля.
Концерт под названием «Субботнее отдохновение» начнется в 11:00 утра. О произведениях, исполнителях и о Хайфском кружке любителей камерной музыки вы можете прочитать ниже.
Суббота, 4 мая 2024 г., 11:00 (утром), Музей японского искусства Тикотин - Субботнее отдохновение»»
Думитру Почитарь — скрипка
Юлия Гурвич – фортепиано
Билеты приобретаются по ссылке https://ru.kupatbravo.co.il/announce/78624 , либо в день концерта в музее (наличные или кредитная карточка), необходима предварительная регистрация и заказ по ссылке https://forms.gle/x4daKg4MD4b9sPTN7
Эдвард Григ (1843-1907). Соната № 3 для скрипки и фортепиано до минор, соч. 45.
3-я скрипичная соната Эдварда Грига стала для композитора последним из завершенных им камерно-инструментальных сочинений. В 1886 году, находясь в Тролльхаугене, Григ жалуется в одном из писем, что многочисленные визиты «летних гостей» мешают работе над камерным сочинением (имеется в виду Третья скрипичная соната), и он не знает, когда сможет закончить произведение. Но в другом письме, написанном в январе 1887 г., он сообщает о завершении сонаты.
Если Первую скрипичную сонату Григ охарактеризовал как «наивную», а Вторую - как «национальную», то Третья стала для него произведением, «открывающим новые горизонты». И действительно, скрипичная Соната № 3 отличается от своих предшественниц. Национальный норвежский элемент, в более ранних творениях Грига в первую очередь привлекавший внимание европейской публики своей необычностью, в ней тоже присутствует, но играет менее заметную роль. На первый план выходят совсем иные черты. Первым исполнителем этой сонаты стал скрипач Адольф Бродский – выходец из Российской империи, преподаватель Лейпцигской консерватории. Когда скрипач впервые сыграл произведение перед композитором, Григ, по его признанию, «не узнал» сонату: «Такой именно я ее и задумал в свое время, но только никогда не верил, что удастся так полно воплотить мои намерения». Премьера состоялась в декабре 1887 г. в Лейпциге. Публика встретила произведение овациями, а вскоре после издания было распродано полторы тысячи экземпляров нот - по словам издателя, это был беспрецедентный случай, какого не было даже с произведениями Иоганнеса Брамса. Соната для скрипки и фортепиано № 3 до минор стала часто исполняемой и наиболее известной из трех скрипичных сонат Эдварда Грига. Очень ценил это произведение Рахманинов, исполнявший сонату в дуэте с Фрицем Крейслером.
Камиль Сен-Санс (1835-1921). «Хаванез» op.83.
«Хаванез» был написан в 1887 году и посвящён кубинскому скрипачу Рафаэлю Диасу Альбертини. Премьера состоялась в январе 1894 года в Париже.
Многие знают это произведение, возможно и не подозревая об этом: «Хаванез» является главной музыкальной темой фильма «Девятые врата» - мистического триллера Романа Полански по мотивам романа Артуро Переса-Реверте «Клуб Дюма, или Тень Ришельё».
Людвиг ван Бетховен (1770-1827) . Соната для скрипки и фортепиано № 7 до минор ,соч. 30, № 2
Бетховен не раз писал сонаты специально для знаменитых скрипачей своего времени, но три сонаты, написанные весной 1802 года, адресованы скрипачу-любителю - Александру I. Да, именно так - императору России. Вероятно, их посвящение императору могло состояться через русского посланника в Вене графа Разумовского.
Начало 1802 года было в жизни Бетховена временем расцвета, когда музыка рождалась в изобилии, но тогда же рушились надежды на улучшение слуха: осенью того же года Бетховен напишет свое «Гейлигенштадтское завещание». Эта двойственность положения отразилась в музыке: в опусе 30 между двумя прекрасными мажорными сонатами помещена как раз эта соната до минор.
Морис Равель (1875-1937). «Цыганка»
«Цыганка» - одно из лучших произведений мирового скрипичного репертуара, постоянно звучащее на концертной эстраде - самая знаменитая концертная рапсодия Равеля.
В ноябре 1924 года Джелли д'Араньи впервые исполнила посвященную ей «Цыганку». Успех был большим, что очень радовало Равеля, пробовавшего силы в решении новой для него задачи - создания концертной виртуозной пьесы. Он тщательно готовился к этому, советовался со своей приятельницей Журдан-Моранж. Однажды она получила краткое письмо: «Приезжайте скорее вместе с вашей скрипкой и двадцатью четырьмя каприсами Паганини». Равель с нетерпением ждал гостью для испытания изобретенных им приемов, которые поначалу казались странными, но затем осваивались исполнителями. В конечном счете была написана блестящая и оригинальная пьеса, соответствующая канонам и требованиям жанра.
Равель стремился сделать скрипичную партию как можно виртуознее и достиг многого, хотя не превзошел Паганини.
Скрипач Думитру Почитарь - концертмейстер Израильского Филармонического Оркестра с 2019 года, а присоединился он к оркестру в 2014 году. Почитарь родился в Молдове в 1991 году и начал заниматься музыкой в возрасте семи лет. В 2000-2012 годах он завоевал множество премий и медалей на международных конкурсах скрипачей в Румынии, Казахстане, Болгарии, Литве, Белоруссии, России и Украине, а также вторую премию на конкурсе Музыкальной школы им. Бухмана-Меты при Тель- Авивском университете. Думитру Почитарь участвовал в международных музыкальных фестивалях в Беларуси и Москве. Выступал в качестве солиста под управлением Владимира Спивакова на фестивале «Восходящая звезда» и под управлением Зубина Меты с Симфоническим оркестром музыкальной школы им. Бухмана-Меты на ежегодном гала-концерте в 2013 году и с Израильской филармонией.
Почитарь закончил музыкальное образование в Школе музыки Бухмана-Меты в Израиле. Родился он в музыкальной семье, мать Думитру — цимбалистка, отец — скрипач, а его бабушка и дедушка, тети и даже прадедушки играли на флуере, скрипке и саксофоне. Начал учиться скрипке в 7 лет.
Юлия Гурвич родилась в Баку, окончила факультет фортепиано и исполнительского мастерства в Академии имени Гнесиных в Москве. Юлия начала свою карьеру пианистки и концертмейстера в 1980 году - в 1984-1990 годах она аккомпанировала известному виолончелисту Валентину Фейгину, выступала в России, Франции, Японии, Германии, Румынии, Болгарии и многих других странах. В 1990 году Юлия репатриировалась в Израиль и присоединилась к преподавательскому составу музыкальной школы имени Бухмана-Меты Тель-Авивского университета в качестве концертмейстера на отделениях скрипки и альта. Юлия Гурвич регулярно выступает на международных мастер-классах и конкурсах в Чехии, Италии, Хорватии и Германии.
Юлия продолжает выступать как концертирующая пианистка по всему миру: в США, Италии, Австрии, Франции, Хорватии, Швейцарии и других странах, а также в составе камерного ансамбля «Кватро Плюс» (при поддержке Израильского Филармонического Оркестра. В настоящее время является преподавателем Музыкальной школы Бухмана-Меты Тель-Авивского университета, а также постоянным членом коллектива мастер-классов в Австрии и «Кешет Эйлон» в Израиле.
«Кружок камерной музыки» был основан музыкантами-любителями, которые иммигрировали в Эрец-Исраэль в 30-е годы прошлого века из Европы и обосновались в Хайфе, на Кармеле.
Поначалу это были дружеские сходки и музицирование в домашнем кругу, но со временем круг их поклонников становился все шире, и в октябре 1949 года эти музыкальные встречи превратились в постоянные концерты. Так возник «Кружок камерной музыки в Хайфе».
Музыканты начали выступать в Бейт-ха-Рофе, позже - в зале колледжа Вицо, а после того, как в Хайфе был построен «Аудиториум» и музей имени Феликса Тикотина - концерты перенесли в их более просторные залы.
Выступления «Кружка камерной музыки» пользовались большой популярностью, при полном аншлаге, немалую часть слушателей составляла молодежь и дети-ученики музыкальных школ Хайфы.
В разные годы в составе ансамбля играли известные в Израиле и мире музыканты: Пнина Зальцман, Хаим Тауб, Узи Визель, Йонатан Зак, Жан-Пьер Рампаль, Иерусалимский квартет и другие.
«Кружок камерной музыки» дает в сезон порядка сорока концертов и сотрудничает с такими известными коллективами, как ансамбль «Солисты Тель-Авива», Израильский Вокальный Ансамбль, а также коллективы, исполняющие музыку в стиле барокко, - оркестр «Барокада», Иерусалимский оркестр барокко и другие.
Квартет проводит две серии камерной музыки. Концерты одной из серий проходят в в зале музея имени Тикотина, а второй - в зале «Раппопорт».
Сайт Хайфского «Кружка камерной музыки» - www.hchamber.co.il
Суббота, 4 мая 2024 г., 11:00 (утром), Музей японского искусства Тикотин - «Субботнее отдохновение»»
Думитру Почитарь — скрипка
Юлия Гурвич – фортепиано
Билеты приобретаются по ссылке https://ru.kupatbravo.co.il/announce/78624 , либо в день концерта в музее (наличные или кредитная карточка), необходима предварительная регистрация и заказ по ссылке https://forms.gle/x4daKg4MD4b9sPTN7
Фото - © Эмиль Бродет - предоставлено «Кружком камерной музыки»