До зубовного скрежета, до сдавленного стона, до вопля отчаяния знакомая каждому пользователю Интернета проблема спама (рекламный «мусор» рассылаемый по электронной почте и другим видам связи), захламляющего электронные почтовые ящики, наконец, привлекла к себе внимание министерства связи. В недрах ведомства приступили к разработке поправки к закону о коммуникациях, касающейся различных видов нежелательных сообщений, включая пресловутый спам.
Несмотря на то, что речь идёт лишь о самых первоначальных формулировках, и содержание поправки к закону впоследствии претерпит некоторые изменения, документ уже сейчас представляет интерес. В первых строках проекта поправки к параграфу 30-алеф к закону о коммуникации провозглашается, что запрещается «рассылать рекламные объявления посредством факсимиле, системой автоматического телефонного набора, электронной почты» и т.д. без получения на то чёткого согласия со стороны получателя.
Первое непрошенное рекламное послание, содержащее в себе некие коммерческие предложения, не будет считаться нарушением закона. Кроме того, оно обязано включать в себя данные отправителя. Здесь можно сделать паузу, смежить очи, и возрадоваться радужному будущему, избавленному от проблемы спама. Теперь следует открыть глаза на суровую реальность, и продолжить чтение, мрачнея ликом и осознавая беззубость предлагаемой Минсвязи поправки к закону.
Сразу же после декларации о неприемлемости массовой рассылки рекламного «мусора» следует параграф, в котором говорится, что продолжение потока коммерческих сообщений не будет расцениваться в качестве спама, если получателю предоставлялась возможность ответить отказом, а он ею не воспользовался. Возможно, на уровне формулировок это звучит вполне справедливо, но ведь известно, что реакция на спам, даже отрицательная, приводит к обратному эффекту, по крайней мере, в сфере электронной почты. Ответ на нежелательное рекламное извещение лишь подтверждает «живость» электронного адреса, его читаемость - а значит, он превращается в ещё более лакомый кусочек для спаммеров, и девятый вал никчемных рекламок не заставит себя долго ждать.
В целом, после ознакомления с текстом предложения поправки к закону о коммуникациях, остаётся чувство некоторого недоумения. Непонятно, какую задачу ставили перед собой составители. При упомянутых формулировках, изменение закона решению проблемы не поможет, оно вообще никак не повлияет на ситуацию. Судя по всему, это лишь выхолощенная «реакция на сигнал» - мол, не обошли вниманием, не остались безучастны, вот - и закон изменили, шагая в ногу со временем.