По отношению к террористам все средства хороши, считают участники очередного опроса, проведенного порталом ISRAland. До некоторой степени тема опроса была навеяна шумным скандалом вокруг пыток в Ираке, но ведь и израильским силовым структурам приходится ежедневно решать этот вопрос: как поступить с захваченным террористом? Как получить необходимую информацию? Поэтому тема голосования была сформулирована следующим образом: «Оправдано ли, по Вашему мнению, применение пыток к террористам?» Всего на заданный вопрос ответили 3727 человек. Из них 1257 или 33.72% от общего числа респондентов предпочли вариант «Безусловно оправданы». Именно так – без всяких ограничений, что бы не сделали задержавшие террористов солдаты или сотрудники спецслужб. Вторым по степени востребованности оказался ответ «Да, но только если от информации зависит жизнь наших людей» (719 респондентов или 19.29%), третьим – «Да, если они отказываются сообщать информацию» (648 человек или 17.38%).
Несколько лет назад, еще до интифады, Израилю уже пришлось отвечать на этот вопрос: тогда нашим депутатам захотелось быть впереди планеты всей и кнессет принялся обсуждать Закон о пытках. С тех пор даже люди, не слишком уверенно владеющие ивритом, без запинки произносят словосочетание «пцаца метактекет» - тикающая бомба. Большинство стран так или иначе обходится без подобного законотворчества, но что нам до них? У еврейских – собственная гордость. Дискуссии шли в парламенте, прессе и просто на улицах. Сторонники применения пыток смущались, но все же настаивали: а что, если террорист знает, где заложена бомба (тогда их еще закладывали)? Вы проявите гуманизм, а бомба взорвется? Под пытками, отвечали им гуманисты, которые чувствовали, что им досталась выигрышная роль, человек может признаться в чем угодно и оговорить кого угодно. Так мы же не про оговор, мы про бомбу, возражали сторонники «ограниченного физического воздействия». Закон так и не был принят, только репутация Израиля, как страны, собирающейся легализовать пытки, оказалась изрядно подмоченной.
А ответ на вопрос, что делать, если человек владеет информацией, от которой зависит жизнь и смерть множества других людей, по большому счету остался открытым. Сегодня мы предложили высказаться на эту тему нашим читателям, и стало ясно, что для обычного человека, который в отличие от депутатов, постоянно рискует стать жертвой очередного теракта, ответ очевиден: если информацию можно добыть только под пытками – надо пытать. Террор вообще не способствует смягчению нравов, особенно если он длится годами и если опасность угрожает всем, включая детей. А уж когда после взрыва мы видим, как ликуют палестинцы, мысль о сострадании к задержанным террористам кажется большинству израильтян попросту неуместной.
Большинству, но не всем. Поэтому часть опрошенных обусловила применение пыток рядом ограничений. Так, 243 человека или 6.51% ответили «Да, если информация важна, а пытки умеренные - без членовредительства», а еще 359 человек или 9.63% респондентов сочли, что самый подходящий для них ответ – «Да, если под пытками понимать психологическое воздействие». И, наконец, 501 респондент или 13.44% заявили «Нет, пытки аморальны и никаких оправданий этому быть не может». Собственно говоря, никто и не спорит с тем, что «физическое воздействие», даже ограниченное, аморально. А воздействие психологическое может быть ужаснее физических мук. Но если террорист с поясом смертника на теле уже прибыл в город и вскоре поднимется в переполненный автобус, а его сообщник не реагирует на вежливое «расскажите, пожалуйста» - каким образом можно предотвратить беду?