Во вторник в Гуантанамо приступают к работе специальные военные трибуналы, созданные президентом США Бушем для рассмотрения дел части подозреваемых в терроризме.
Это традиционные американские органы военной юстиции, в которых судили участников заговора с целью убийства президента Линкольна, нацистских диверсантов и японских военных преступников. Но последний раз они были задействованы шесть десятилетий назад.
Критики перечисляют черты, которые, на их взгляд, делают комиссии дефектными по сравнению с обычными судами. Обвинение может использовать против подсудимого сведения, полученные из третьих рук. Если у обвинения имеются данные, говорящие в пользу обвиняемого, оно не обязано делиться ими с защитой.
Разговоры между защитниками и подзащитными, обычно строго конфиденциальные, при известных обстоятельствах можно прослушивать. Апелляцию нужно подавать не в нейтральную инстанцию, а министру обороны США Дональду Рамсфелду.
Военные говорят, что комиссии все равно обеспечат обвиняемым справедливый суд и не станут судилищами. Они указывают, что в комиссиях существует обычная презумпция невиновности, что обвиняемые на обязаны выступать на суде, и что обвинительный вердикт выносится лишь на основании неопровержимых доказательств.
На заседаниях комиссии будут присутствовать около 60 наблюдателей, как журналисты, так и представители таких правозащитных организаций, как "Международная амнистия", Американский союз гражданских свобод или "Хьюман райтс уотч".Телекамеры в зал заседаний не допускаются, но не разрешены они и в обычных федеральных судах. Судебным художникам запрещено изображать лица участников заседания, но можно рисовать украшающие зал гардины из синего бархата и военные знамена.По соображениям безопасности запрещено оглашать фамилии членов комиссий.
На данный момент правительство США выбрало 15 заключенных, которые пойдут в военные комиссии. 11 еще утверждаются, и на этой неделе перед комиссией предстанут лишь четверо. Их ознакомят с предъявленными им обвинениями, а они, очевидно, скажут, что невиновны, и отправятся обратно в камеру, до которой два шага. Сами суды начнутся не ранее конца сентября, а то и намного позже.
Приставленные к обвиняемым военные юристы не перестают жаловаться. Например, первым в комиссию приведут 34-летнего йеменца-таксиста Салима Ахмеда Хамдана, который был водителем и телохранителем Усамы бин Ладена. Его защищает военный юрист командор-лейтенант Чарли Свифт. "Я никогда еще не шел на слушание, имея так мало информации", - говорит Свифт.По его словам, Хамдан был простым шофером, чистосердечно вел себя на допросах и не имел никакого отношения к подготовке или совершению терактов.
Обвинение, со своей стороны, будет доказывать, что Хамдан доставлял террористическим группам оружие и помог бин Ладену скрыться после нескольких операций, в том числе терактов 11 сентября.
Другой обвиняемый - 33-летний йеменец Али Хамза Ахмад Сулейман Балуль, которого называют пропагандистом "Аль-Каиды" и одним их телохранителей бин Ладена. Его родные говорят, что он безобидный поэт.Его адвокат командор-лейтенант Филипп Сандел жалуется, что не видел своего клиента четыре месяца и не успел как следует подготовить защиту.