Иосиф Райхельгауз, режиссер, который не любит повторяться, привозит в нашу страну спектакль по пьесе Евгения Гришковца "Город". Спектакль по очень неоднозначной пьесе очень неоднозначного автора, заслуживающего отдельного разговора.
О чем этот спектакль, - о том ли, что каждый или почти каждый из нас рано или поздно пытается убежать от самого себя. Только одни – их большинство – так и не осмеливаются это сделать, а потом всю жизнь корят себя за упущенную возможность. Другие же – их ничтожно мало – находят в себе смелость и дерзание уйти от проторенных дорог и свернуть на узкую тропинку неизвестности, где, возможно, как утверждал Милорад Павич, их поджидают удивительные открытия, но скорее всего, как учит немилосердная жизнь, им уготовано исчезновение и забвение.
В этом контексте, безусловно, главный герой пиэсы – фигура трагическая, да только из самого текста это никак не следует. Сюжет же построен на традиционных коллизиях противостояния главного героя любимой жене, лучшему другу и родителям. Герой пытается им что-то объяснить, но разговор постоянно уходит в сторону, перемещается в иные плоскости, в иные реалии, гда нет места разговорам о смысле бытия.
Райхельгауз в своей постановке находит театральный язык, который на первый взгляд кажется очень условным. Герои "Города" у него существуют автономно, без тесных контактов или видимых конфликтов. Он, Она, Друг и Отец произносят текст, сидя в разных концах зала на высоких лестницах-стремянках (сценография Давида Боровского). В спектакле минимум мизансцен, все внимание зрителей сосредоточено на актерах. Стремянки и банки с краской в этом контексте призваны передать неустроенность этой жизни, а также и то, что сама жизнь преходяща и ничтожна на фоне вечности.
Мотив бегства – бегства в конечном счете от самого себя - Гришковец выбирает, а Райхельгауз воплощает в достаточно традиционной форме. Главный герой (у него есть имя, которым он не пользуется, а вместо имени обозначается местоимением "Он"), как носитель мужского начала, стремится убежать из города, поскольку считается, что всем мужчинам время от времени хочется изменить свою жизнь, даже если она абсолютно благополучна: уехать в другой город, сделать ремонт, уйти с работы и так далее, и тому подобное. Женщине же, в этой парадигме отведена роль стерегущей неспешное постоянство жизни, ибо, согласно традиционной расстановке полов, принято считать женщину хранительницей устоев. Так это видят автор и режиссер, зрителю же предоставляется возможность принять или не принять такой подход.
В спектакле много вопросов, но нет на них ответов. Собственно, так и надо, ибо, как в свое время справедливо заметил Антон Чехов, задача художника – лишь формулировать вопросы...
Спектакль "Город", в котором заняты великолепные актеры Саид Багов, Дарья Михайлова, Альберт Филозов и другие, продюсируют в Израиле компании "Артленд" и "Арт-престиж". Представления состоятся в Иерусалиме 12.09 ("Жерар Бахар") и Ашкелоне 13.09 ("Гейхал ха-Тарбут").