Одной из причин завораживающего воздействия знаменитой "Моны Лизы" Леонардо да Винчи, помимо загадочной улыбки, является ее взгляд, который направлен на зрителя, под каким бы углом к картине он ни находился.
Как сообщает газета "Кларин", ссылаясь на английскую "Ивнинг стандард", к такому выводу пришли ученые университета Огайо в США и искусствоведы Лондонской национальной галереи. По мнению экспертов, гениальный художник написал глаза Моны Лизы так, словно она что-то спрашивают у того, на кого смотрит, зная его потаенные мысли.
По информации "Кларин", недавно ученому из Флоренции Джузеппе Палланти после кропотливых поисков в архивах удалось подтвердить предположение, что прототипом портрета Моны Лизы была Лиза Жерардини, вторая супруга флорентийского торговца шелком Франческо дель Джиокондо. Хотя об этом еще во второй половине XVI написал известный биограф Леонардо Джоржио Вассари, существовали и другие версии на этот счет.
Согласно одной, Леонардо рисовал портрет с аристократки Беатриче Эсте, по другой - написал свой автопортрет, представив себя в виде женщины. Третья версия гласит, что художник, который якобы был бисексуалом, рисовал портрет со своего ученика и помощника Джиана Джакомо Капротти, который находился рядом с ним в течение 26 лет. В пользу этой версии приводят тот факт, что Леонардо оставил эту картину ему в наследство, когда скончался в 1519 году.
Спор по поводу этих версий был особенно оживленным после того, как в 1911 году итальянский иммигрант украл из Лувра "Джоконду", чтобы вернуть ее на родину, хотя Леонардо сам привез с собой эту картину во Францию в последние годы жизни. Итальянские власти торжественно вернули знаменитое полотно Лувру.