Эмиграция – это не только минусы, но и плюсы, по крайней мере, в материальном плане. Такой вывод можно сделать, ознакомившись с результатами очередного опроса, проведенного порталом ISRAland. В этот раз мы без обиняков поинтересовались у читателей, как изменилось их материальное положение после приезда в Израиль. Ответы не таили в себе никакого подвоха: стало лучше, стало хуже и т.д. На всякий случай был включен и такой вариант: «А я не в Израиле». Им воспользовались 262 из 3065 участников опроса. Мы искренне благодарим их за внимание к нашему порталу и садимся за пересчет процентов, которые получатся, если рассматривать только ответы от граждан нашей маленькой, но совсем не бедной страны. Итак, всего 3065, вычитаем 262, осталось 2803. Это и есть наши 100%. Теперь посмотрим, сколько набрал каждый из ответов.
Вариант «гораздо хуже, чем в стране исхода» - 272 человека или 9.70%
Вариант «хуже, чем в стране исхода» - 350 человек или 12.49%
Вариант «такое же, как в стране исхода» - 349 человек или 12.46%
Вариант «лучше, чем в стране исхода» - 885 человек или 31.57%
Вариант «гораздо лучше, чем в стране исхода» - 555 человек или 19.80%
Вариант «не знаю, трудно сравнивать» - 392 человека или 13.98%
Итого: 2803 человека или 100%.
Вот так. У нас, как в аптеке. Правда, остается еще одна проблема. Нет, даже две. Первую можно сформулировать так: вопрос в голосовании предусмотрен всего один, но чтобы получить объективную картину, хорошо бы знать, сколько лет прожил в Израиле респондент. Ведь первые годы мало кто успевает настолько крепко стать на ноги, чтобы приобрести весь джентльменский набор («квартира – машина – мебель – бытовая электроника»). А те, кому это все же удается, обычно затягивают пояса так туго, что просунуть в получившееся отверстие можно разве что шею, но никак не талию. Вот почему опрос нельзя считать абсолютно корректным. Остается только вспомнить, что поток репатриантов в последние годы сильно оскудел и сделать смелый вывод, что большинство участников опроса в Израиле достаточно долго, чтобы на их ответы не влиял фактор времени.
Вторую проблему очень хорошо чувствуют те, кто предпочли вариант «не знаю, трудно сравнивать». И верно – сравнивать очень нелегко. Советский инженер получал 120 рублей в месяц, но жил в подаренной государством квартире. Лучше это или хуже, чем положение израильского инженера, получающего, скажем, 10 тысяч брутто и отдающего 3.5-4 тысячи шекелей своему ипотечному банку за квартиру, купленную на свободном рынке?
Есть еще один существенный момент: «что такое хорошо» твердо знал только кроха-сын из известного стихотворения. У человека, который приехал в Израиль, например, в начале 90-ых, такой ясности нет. В теперь уже далекие 90-ые о том, что человек живет хорошо, соседи узнавали по его китайской кожаной куртке. В Израиле такую куртку можно использовать, как половичок перед дверью. С другой стороны, человек, у которого была кожаная куртка, знал, что жизнь удалась. Сколько бы курток вы не купили в Израиле, вы все равно не почувствуете себя столь глубоко и основательно удовлетворенным. А все из-за соседей, которые меняют машину раз в три года, два раза в год уезжают за границу, а недавно сдали свой 34-дюймовый телевизор с плоским экраном, чтобы взять себе «плазму».
Так что никаких объективных критериев в нашем опросе быть не может. Впрочем, нам они и не нужны, достаточно субъективных ощущений. А ощущения эти говорят в пользу Израиля, ведь самая большая группа опрошенных предпочла ответ «лучше, чем в стране исхода».