Все граждане Израиля бесправны, но некоторые бесправнее других. К такой мысли подталкивают результаты очередного голосования на портале ISRAland. Посетителям портала было предложено ответить на вопрос, кто самый бесправный в Израиле. Большинство из 4240 участников сочло, что это «… жители, которым МВД не дает гражданства» (1314 ответов или 30.99% от общего числа респондентов), но едва ли не столько же – 1074 человек или 25.33% проголосовало за вариант «… все в равной мере бесправны».
О том, что людям, которых МВД сочло «недостаточно кошерными» для получения израильского паспорта, приходится нелегко, большинство из нас знает не понаслышке: как раз у репатриантов из бывшего СССР оказалось самое большое количество родственников и друзей, не дотянувших до гордого звания гражданина еврейского государства и на этом основании не получивших не только права избирать и быть избранными, но и медицинской страховки. Истории о том, как люди год за годом доказывают, что их брак не фиктивный, а дети не взяты напрокат у соседей среди «наших» звучат столь же часто, как и разговоры о ценах в «Тив тааме». Коренные израильтяне тоже в курсе происходящего, - пресса на иврите сообщает об испытаниях, выпавших на долю «недограждан» достаточно часто, но в глазах уроженцев страны наиболее дискриминируемой частью общества, похоже, до сих пор остаются выходцы из восточных общин.
О том, как встретили ашкеназские евреи «пополнение» из стран Востока написано и сказано немало. Вади-Салиб, «Черные пантеры» - сефардам пришлось пройти долгий путь, прежде чем их представители достигли высших командных постов в государстве. Но сегодня, когда во главе Израиля стоит президент-сефард, а за ее безопасность отвечает сефард – министр обороны, жалобы могли бы и стихнуть. Ничего подобного: причитания «меня дискриминируют» слышны с прежней регулярностью, особенно громко – когда нашкодивший представитель восточного еврейства попадает в руки закона. В этом плане весьма показателен последний случай: мать Тали Фахимы, израильской барышни, решившей поработать «живым щитом» у лидера дженинских «Бригад мучеников Аль-Аксы» Закарии Збейде, а затем задержанной ШАБАКом по подозрению в подготовке терактов против израильтян, той самой Фахимы, которая кричала на заседании суда «Итбах эль яхуд» («смерть евреям – араб.), заявила журналистам, что ее дочь арестовали только потому что она – сефардка. О том, насколько серьезными кажутся участникам опроса эти утверждения, свидетельствует тот факт, что за вариант «выходцы из восточных общин» проголосовали только 44 человека - 1.03% от общего числа участников опроса.
Немногим больше набрали репатрианты из Эфиопии – самыми бесправными их сочли всего 147 респондентов (3.46%). Бедственное положение большей части этой общины ни для кого не секрет. С другой стороны – государство в этом обвинить трудно. Взять хотя бы те же «эфиопские» ипотечные ссуды, которые до сих пор являются предметом зависти для большинства репатриантов, прибывших из пост-СССР в 90-ые годы…
Израильских арабов сочли самым бесправными 219 участников опроса (5.16%). Зато третья по величине группа респондентов сочла, что меньше всего защищены от произвола и беззакония мы, репатрианты из СССР-СНГ. Этот вариант выбрали 1031 человек или 24.31% респондентов, хотя на каждый рассказ о произволе полиции или чиновников в отношении «русских» арабские граждане Израиля смогут рассказать как минимум три случая. Но свое, как говорится, виднее.
А вот ответ «нет никаких бесправных» выбрали только 411 человек (9.69%). Жаль. Получается, что формально все граждане страны в равной мере защищены законом, но на практике в это готов поверить только один из десяти посетителей портала. Из других голосований известно, что среди тех, кто регулярно посещает ISRAland преобладают люди в возрасте 30 – 50 лет, работающие и не испытывающие проблем с ивритом. Если даже среди них в фактическое равноправие верит такой небольшой процент, что же тогда говорить об остальных?