Героини Натальи Гундаревой известны всем, а о том, какой Наталья Георгиевна была в жизни, рассказали ее друзья и коллеги.
Светлана Немоляева, актриса:
«Она пришла в театр совсем молоденькой девочкой из Вахтанговского училища. И сразу же стала заметной героиней. С Гончаровым у них была творческая дружба. Наташа называла его папой и позволяла себе такие вещи в общении с ним, какие никто другой не смог бы себе позволить. Мы все его немного побаивались, а она нет. Уже потом, когда она заболела, Наташа говорила: «Если бы Гончаров был жив, я бы, наверное, давно поправилась». Мы были партнершами, много играли, и я просто очень ее любила. Конечно, она была человеком творческим, сложным, но в то же время очень контактным, ироничным и смешливым. Бывала, конечно, раздражена, но никогда не бывала злой. При этом Наташа была очень ответственной. Нам еще поэтому было легко общаться: я тоже убеждена, что без ответственности в театре невозможно. Наташа всегда приходила в театр рано, очень серьезно готовилась к спектаклю, спускалась на сцену раньше других актеров и, стоя за кулисами, слушала шум зала. Театр всегда существует, какие бы актеры и режиссеры ни уходили. Он все равно остается театром. Незаменимых нет. Но есть незаполненные ниши, которые образуются после ухода таких больших актеров. Это пустое пространство хочется заполнить чем-то. Потому о подобных актерах ходят легенды. О них вспоминают: помните, какой был актер, как он играл, как мурашки пробегали по спине, когда он выходил на сцену. Наташа была из таких актеров. Из тех, кто пролетает по жизни, как комета, и оставляет след».
Екатерина Стулова, актриса:
«Гундарева была нашей театральной мамой. Я еще была студенткой, а она уже знала, как меня зовут. Это казалось чем-то невероятным. Звезда-прима, какое ей может быть до меня дело? А ей было. Она всегда была очень внимательна к нашим проблемам. Первая напишет рекомендательное письмо, найдет, если нужно, врача. Украли деньги - Наталья Георгиевна вернет за тех, кто украл. Когда Наташа Щербакова была в декрете, за нее деньги получал другой человек. И эти деньги украли, а Наталья Георгиевна большую часть вернула просто из своих денег. Вокруг нее всегда собирались молодые актеры, она называла это: «я и мои университеты». А во время гастролей Гундарева часто сама собирала всю молодежь, везла в гости к своим друзьям, куда-нибудь на дачу, и устраивала праздник. И, конечно, с ней было очень приятно играть на сцене. Таких партнеров надо поискать. Она человек, поцелованный Богом. Не знаю, будет ли еще такая актриса в Театре Маяковского».
Карен Шахназаров, кинорежиссер:
«Я потрясен этой новостью. Просто не укладывается в голове. Ушла из жизни великая русская актриса, необыкновенного диапазона и таланта. Очевидно, что она могла бы еще очень и очень много сделать в кино, и эта потеря невосполнима. У меня в «Зимнем вечере в Гаграх» она сыграла персонаж достаточно одиозный - капризную звезду, но в жизни она была полной противоположностью тому, что отобразилось на экране. Она была добрым, простым человеком, необычайно тепло, без звездности, относящимся и к зрителям, и к коллегам. Даже такую схематичную роль, как в моем фильме, она сумела наполнить личностным содержанием и даже смогла изменить то, что было заложено в ее персонаже. Наталья Гундарева была лишена зазнайства и высокомерия, а это как раз и есть признак великого актера, отличающий его от посредственности».
Сергей Шакуров, актер:
"Наташа Гундарева была не только великолепной актрисой, но удивительно отзывчивым человеком, настоящим другом для всех, с кем она общалась. Она очень многим помогала в бытовых вопросах - с квартирами, пенсиями, - не могла остаться равнодушной к чужим проблемам. Она отличалась немодным сейчас качеством - гражданской совестью. Общественная работа, своя позиция по принципиальным вопросам - она к этому относилась серьезно и ответственно. И в жизни, и в профессии она вела себя по-товарищески. Бросить свои дела, чтобы кого-то срочно выручить, куда-то поехать на гастроли, где-то выступить - для нее это было не вопрос. Мне очень дороги наши совместные работы - спектакль «Я стою у ресторана», фильмы «Собачий пир», «Срок давности». И на сцене, и в кино она была великолепной партнершей".