Этого события ждали десятилетия. Дом в Елабуге, где провела свои последние дни Марина Цветаева, выкупили у прежних хозяев всего несколько месяцев назад.
За последние десятилетия облик дома менялся не раз, но реставраторы все же попытались приблизить его к образцу августа 1941 года.
- Как они естественно все воссоздали, как будто, так и было. Ну, если не в десятку, то в девятку – точно, - считает профессор Ставропольского государственного университета Вячеслав Головко. - Вот сени - не совсем передают атмосферу дома, а все остальное сделано безукоризненно.
Именно по эскизам, сделанным профессором Вячеславом Головко, удалось восстановить планировку дома, где поселилась с сыном и провела свои последние дни Марина Цветаева.
В конце 60-х Вячеслав Головко приехал в Елабугу с единственной целью – сохранить вещи Цветаевой. В то время еще приходилось доказывать, что она – великий поэт, и нужно было отстаивать даже право заниматься ее творчеством.
Предотвратить разрушение интерьера и утерю всех вещей – не удалось. Например, кровать, на которой спала Марина Цветаева, сдали в металлолом. Среди чудом сохранившихся вещей – маленький блокнотик Марины Ивановны. По словам ученых, это настоящая реликвия.
Внук Анастасии Бродельщиковой, сдававшей Цветаевой комнату, говорит, что сейчас здесь все так, как и было в 1941. Тогда Павлу Степановичу шел всего шестой год. Многого он не помнит, но одна деталь все же врезалась ему в память. "Мы сидели вместе прямо на крыльце. Бабка скручивала папиросы – не папиросы, а самокрутки. Прикуривает и Марине отдает", - вспоминает Павел Бродельщиков.
Находясь в Европе, Цветаева писала своим друзьям, что выбрала бы дом на краю оврага с видом на церковь. Наверное, именно о таком она и мечтала.