Хотя большинство израильтян хоть раз, да усомнились в прелестях семейной жизни, но дальше грустных мыслей дело у них не пошло – такой вывод можно сделать, ознакомившись с результатами нового опроса, проведенного порталом ISRAland. Всего на вопрос «Вам приходилось задумываться о разводе?» ответили 3 328 человек. Правда, 625 или 18.78% нам придется «оставить за скобками», поскольку они выбрали ответ «Погодите, мне бы сначала жениться (выйти замуж)». Остается 2 703 респондента. Среди них самая большая группа – 806 человек или 24.21% (от общего количества проголосовавших) - решила, что больше всего им подходит вариант «Было такое однажды, после крупной ссоры». Было и, видимо, прошло. Если же учесть, что еще 616 человек или 18.5% выбрали «Нет, никогда», то за 42.71% участников голосования можно быть спокойными – мы едва ли увидим их в раввинате или в суде по семейным делам, делящих имущество и детей.
Впрочем, иди знай, может быть именно это многих и останавливает, ведь развод в Израиле (впрочем, как и в любой западной стране) – процедура, о которой мало кто может вспоминать без содрогания. От мужчины могут потребовать, чтобы он не только содержал детей, но и обеспечил жене тот уровень жизни, к которому она привыкла. Зато женщине (если речь идет о еврейской супружеской паре) грозит долгая игра в кошки-мышки с мужем, который может годами не давать письмо о разводе («гет»). Мужчины, разоренные разводами, даже создали общественную организацию, которая борется за их права. Женщины ничего не создавали, вместо них на мужей-«отказников» давят раввины и государство, которое периодически отправляет наиболее упорных за решетку. С учетом таких «блестящих» перспектив, не каждый решится избавиться от семейных уз. Скажем, среди посетителей портала ISRAland таких 495 человек или 14.87% (они выбрали ответ «Да, часто думаю об этом, но пока не решаюсь»). При этом только 111 человек или 3.33% проголосовали за «Да, часто думаю об этом и пришел(шла) к выводу, что развод неизбежен» и еще меньше – 40 респондентов или 1.2% сделали следующий шаг, отделяющий намерение от поступка, и проконсультировались со знающими людьми о том, чем им предстоит заниматься, чтобы обрести желанную свободу (ответ «Я даже узнал(а), как нужно действовать в таком случае»).
Крепости семейных уз у репатриантов способствует не только сама процедура развода. По статистике в Израиле чаще разводятся обеспеченные люди – тем, кто не слишком богат, просто не выстоять в одиночку. Отсюда и общеизвестный феномен: когда все самое худшее, вроде бы, позади, семья крепко встает на ноги и жизнь налаживается, люди расстаются. Нужда – серьезное испытание, которого часто не выдерживают ни отношения между мужем и женой, ни отношения между родителями и взрослыми детьми. Пока денег нет, все как-то терпят, но стоит им появиться – и список старых обид разворачивается во всю свою непомерную длину. Это обстоятельство наверняка повлияло на ответы наших респондентов – как уже сказано, лишь 4.53% из них вплотную подошли к тому, чтобы расстаться с супругой(супругом) и еще 80 или 2.4% выбрали ответ «Я как раз сейчас развожусь».
А теперь о тех, для кого стремление покончить с семейной жизнью оказалось сильнее всех преград: 16.67% участников голосования ныне разведены. Из них только 76 человек или 2.28% выбрали ответ «Я уже в разводе, о чем сильно жалею», зато 479 или 14.39% - «Я уже в разводе – хорошо-то как!»