Идентификация добычи Architeuthis dux - задача не из легких, поскольку пищеварительная система гигантских головоногих довольно быстро растворяет все свое содержимое. До сих пор большинство изученных особей оказывались уже опустошенными, при этом практически ни один из исследованных когда-либо экземпляров не попадал в руки биологов живым.
И вот теперь Брюс Дигл (Bruce Deagle) из австралийского Тасманского университета (University of Tasmania) и его коллеги смогли наконец проанализировать содержимое кишечника особи мужского пола гигантского кальмара, пойманного в 1999 году рыбаками у западного побережья Тасмании. Среди жидких останков полупереваренной добычи они отыскали три фрагмента щупальцев и 12 клювов кальмаров. Эти клювы не могут уже быть однозначно идентифицированы, однако практически все следы ДНК, что обнаружены в жидком кальмаровом растворе и во фрагментах щупальцев, принадлежат все тому же Architeuthis dux, что определенно указывает на каннибализм (Journal of Heredity, vol 96, p 417). Единственный другой идентифицированной разновидностью добычи оказалась рыба - синий гренадер.
Первые свидетельства каннибализма среди Architeuthis dux нашли Стив О'Шеа (Steve O'Shea) и Кат Болстад (Kat Bolstad) из Оклендского технологического университета (Auckland University of Technology) в Новой Зеландии при обследовании женской особи, пойманной в новозеландских водах. Результаты их исследований были опубликованы в прошлом году в "Новозеландском зоологическом журнале" (New Zealand Journal of Zoology). Однако тогда О'Шеа выразил мнение, что они имеют дело со случайным актом каннибализма.
"Самец гигантского кальмара с помощью своего крошечного 15-граммового мозга должен координировать действия всего своего тела весом 150 кг и длиной 10 м, снабженного полутораметровым пенисом, - пояснил он [вообще-то речь в данном случае идет о специальном органе, своего рода дополнительной "руке", носящей название гектокотиль]. - Погружая этот член в тело самки, он оказывается в опасной близости от ее страшного клюва, что и приводит зачастую к драматическим случайностям".
Однако тасманский экземпляр оказался принадлежащим мужской особи, поэтому прежняя теория в буквальном смысле "дала течь". Если к этому немаловажному обстоятельству присовокупить информацию о другом крупном кальмаре - Moroteuthis ingens, - который, как известно, зачастую пожирает представителей своего вида, то вполне естественно предположить, что и новообнаруженный случай каннибализма был совершенно намеренным.