Расстрел в Шфараме является терактом, но этот теракт – дело рук человека с нестабильной психикой. Так считает большая часть участников нового опроса, проведенного порталом ISRAland. После того, как Эден Натан-Зада убил 4 человек в автобусе 165 маршрута, его называли еврейским террористом, недоумком, героем. У каждого была наготове собственная версия о том, кто стоял за дважды дезертиром, спокойно разгуливавшем с табельным оружием и просившем, чтобы его задержали, но так и не дождавшемся ареста. Мы решили выяснить, что думают об этом посетители портала и задали вопрос: «После расстрела в Шфараме было высказано немало предположений о причинах этого поступка. Какое из них кажется вам наиболее правдоподобным (все варианты ответов взяты из прессы)?» Всего в голосование приняли участие 3 743 человека. Только 230 из них (6.14%) выбрали вариант «Это результат скандала между пассажирами в автобусе». У остальных не было сомнений, что речь идет о теракте, но мнения о том, что явилось причиной этого поступка, сильно разошлись.
Самая большая группа наших читателей убеждена, что Эден Натан-Зада действовал в состоянии умопомрачения (ответ «Это поступок психически неуравновешенного человека» - 1 531 респондентов или 40.9%). Не клинического идиота, ведь Натан-Зада накануне приезжал в Шфарам, а идиот едва ли стал продумывать детали операции, но человека, одержимого некой навязчивой идеей настолько, что в его голове не остается места для реальности. Реальность не склонна прощать такой забывчивости и всегда напоминает о себе самым жестоким образом, но это, как правило, происходит когда непоправимый поступок уже совершен. Наверное, Натан-Зада тоже очнулся, когда увидел толпу линчевателей, но это случилось после того, как он разрядил весь магазин в сидевших в автобусе людей.
Навязчивые идеи не всегда зарождаются под влиянием общества, к тому же любой психиатр подтвердит, что они часто противоречат убеждениям больного – верующего тянет на богохульство, любящая мать думает, как избавиться от ребенка. И все-таки, большинство «расставшихся с реальностью» четко чувствуют наэлектризованную общественную атмосферу, ту энергетику, которая возникает, когда большие массы людей решают для себя, по какую сторону баррикады они должны занять место. Чьи призывы могли повлиять на террориста из Шфарама? У посетителей портала ISRAland нет единства по этому вопросу: 762 человека или 20.35% ответили «Это результат пропаганды противников размежевания», 561 респондент или 14.98% - «Это акт отчаяния из-за подстрекательства левых политиков». А, может быть, дело совсем не в размежевании?
Сразу после теракта арабские политические и общественные лидеры успели сделать немало резких заявлений. Размежевание в них не фигурировало совершенно. Зато часто звучали слова о расовой ненависти, насаждаемой в Израиле – конечно же, евреями. Следующие два ответа были взяты из выступлений арабских депутатов кнессета и лидеров «Исламского движения», прозвучавших во время заседания Верховной наблюдательной комиссии израильских арабов. Точку зрения «Это результат антиарабской пропаганды израильского правительства» поддержали 59 посетителей портала (1.57% от общего числа проголосовавших), позицию «Это проявление расизма в израильском обществе» - 232 респондента или 6.19%.
Не обошлось и без конспирологии. Собственно, было бы странно, если бы без нее обошлось. Еще не было ни одного сколь-нибудь громкого преступления, в организации которого не заподозрили бы спецслужбы – вроде бы подотчетные, подведомственные и подконтрольные, но от этого не менее загадочные и потому пугающие. В том, что за расстрелом в Шфараме стоят именно они (ответ «Это провокация спецслужб»), верят 368 посетителей портала или 9.83% от общего числа принявших участие в голосовании.