Эвакуация поселений стала испытанием для всех, кому пришлось принять в ней участие – как с одной, так и с другой стороны. Сочувствие вызывали как поселенцы, которым приходилось расставаться с домами, в которых многие из них родились и прожили всю жизнь, так и солдаты, которые несли к автобусам жителей поселений. Чтобы убедиться в этом, достаточно глянуть на результаты нового голосования, проведенного порталом ISRAland. Всего на вопрос «Идет принудительная эвакуация поселений. Что вы чувствуете, когда смотрите по телевизору на участников этой драмы?» ответили 4 298 человек. Только 327 из них или 7.6% выбрали ответ «Не смотрю – мне это не интересно». С учетом того, что голосуют на сайте не только израильтяне, можно предположить, что на самом деле в Израиле нашлось совсем немного людей, оставшихся равнодушными к событиям, разворачивавшимся в прямом эфире.
Среди тех, кто наблюдал за процессом эвакуации, самая большая группа выбрала ответ «Мне жаль поселенцев, для них это настоящая трагедия» (1 495 человек или 34.78%). Можно по-разному относиться к факту существования поселений (споры об этом велись с момента их возникновения и не стихнут, пока все они либо станут частью Израиля, либо исчезнут с карты), но участь людей, в одночасье лишившихся крова и вынужденных начинать жизнь заново, никого не могла оставить равнодушными.
Вторая по величине группа посетителей портала выбрала ответ «Мне жаль солдат, им так много пришлось перенести» (1 071 человек или 24.91%). Телевидение не злоупотребляло кадрами военнослужащих, плачущих из-за того, что им пришлось выслушать, пока людей вытаскивали из домов в Неве-Дкалим, Кфар-Даром, Сануре и Хомеше, но понять, что они испытывают, глядя на детей, идущих к автобусам с поднятыми руками и желтыми звездами на груди, было не сложно. Никто из них не сидел в кнессете, когда решалась судьба поселений, но именно на них легла вся тяжесть эвакуации – ноша, которую нельзя сбросить ни в один миг, ни в один год.
Зная, что именно предстоит поселенцам и солдатам, можно было ожидать ожесточения, столкновений, даже кровопролития. Не все поверили, что этого удалось избежать: 227 респондентов или 5.28% выбрали ответ «Нам просто не показывают, что там творится на самом деле». Если вспомнить, сколько людей оказалось участниками эвакуации, это не казалось таким уж невероятным, хотя сейчас, когда все позади, создается впечатление, что телевидение стремилось не успокоить, а, наоборот, разжечь страсти и, если бы произошло нечто действительно жуткое – мы бы обязательно это увидели. Но ничего не произошло. И потому третья по величине группа респондентов выбрала ответ «Все участники событий ведут себя достойно» (535 человек или 12.44%).
И все же до начала эвакуации в такой, относительно мирный исход верилось с трудом. Может быть, из-за воспитания, которое получили бывшие советские люди, с детства знавшие, что «если враг не сдается, его уничтожают». Израильтяне оказались другими – охотно срывающимися на крик и то и дело прибегающими к театральным жестам, но менее склонными к насилию. Недаром единственной жертвой эвакуации стала именно репатриантка, совершившая самосожжение на КПП перед Нетивотом. Израильтяне отделались легким испугом, синяками и раздражением кожи, которое у большинства пострадавших прошло за один день. Мрачные предчувствия не сбылись и потому 377 человек или 8.77% выбрали ответ «Я ожидал(а), что противостояние будет более жестким». Тех же, кто настраивался на еще менее драматичное развитие событий было совсем немного: 48 респондентов или 1.11% выбрали вариант «Я не думал(а), что будет столько насилия со стороны армии и полиции», а 218 или 5.07% - «Я не думал(а), что будет столько насилия со стороны поселенцев».
Реализация плана Ариэля Шарона по одностороннему размежеванию с палестинцами:
ФОТОХРОНИКА СОБЫТИЙ
ФОТОХРОНИКА СОБЫТИЙ - 2