Даже у тех звезд, которые давно достигли финальной стадии своего развития, взорвались, исчерпав свои ядерные топливные ресурсы, и испытали последовавший после этого взрыва коллапс (сжатие), могут сохраняться планетные системы. Новые данные указывают на то, что астероиды, пылевые диски и даже, возможно, останки планет могут еще долго кружить вокруг так называемых белых карликов - то есть по сути мертвых звезд, которые уже прошли свою последнюю "живую" стадию в виде красного гиганта. Ранее считалось, что гравитационное и радиационное воздействие погибающей звезды не оставит окружающей ее пыли никаких шансов.
Все это дает надежду на то, что и в нашей Солнечной системе после грядущей (спустя миллиарды лет) смерти внутренних планет - тогда, когда Солнце вздуется, "располнеет" и поглотит все, что окажется в пределах земной орбиты (и даже за ее пределами), - также останутся какие-то возможности для выживания. Правда, если и можно будет рассчитывать на сохранение каких-либо остатков жизни в те далекие времена, то на наличие комфортных условий для ее развития уповать уже бессмысленно.
Новые результаты, которые публикуются в "Астрофизическом журнале" (Astrophysical Journal), базируются на изучении спектров от белого карлика GD 362, снятых с высоким разрешением с помощью спектрографа MICHELLE 8-метрового Телескопа имени Фредерика Жилета (Frederick C. Gillett Telescope - Gemini North), установленного на вершине потухшего вулкана Мауна-Кеа (Гавайские острова), и подкрепляются данными инфракрасного телескопа NASA IRTF - Infrared Telescope Facility. Наблюдения продемонстрировали неожиданный излишек фотонов в инфракрасной части спектра в свете, улавливаемом от этой звезды (дополнительные данные позволили исключить наличие там коричневого (бурого) карлика, также способного излучать в инфракрасном диапазоне), а также избыток кальция - по этому параметру GD 362 превосходит почти всех известных белых карликов. Велико в нем также и процентное содержание магния и железа.
Наличие у белого карлика такого количества кальция объясняют постоянным притоком пылевых частиц, а излишек инфракрасной компоненты лучше всего объясняется присутствием очень тонкого, плоского и малопрозрачного диска, радиус которого оценивается в 1 миллион километров. Такой диск состоит из пыли, которая непрерывно выпадает на поверхность звезды, что и обогащает ее спектр следами кальция и других "металлов".
"[Выявленную аномалию] не так-то просто объяснить, - поясняет автор исследования Эрик Беклин (Eric Becklin), американский астроном из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (University of California at Los Angeles - UCLA). - Наше лучшее предположение состоит в том, что вокруг этой давно умершей звезды вращается нечто, подобное астероиду или даже планете, и это нечто постепенно распыляется, подкармливая при этом свою звезду пылью. Если провести параллели с грядущей возможной судьбой нашей собственной Солнечной системы, то перспективы покажутся удручающими".
Белые карлики - это очень компактные объекты с массами, сравнимыми с массой Солнца, но в сто раз меньшими радиусами. Вследствие этого плотность белых карликов в миллионы раз превышает плотность нормальных звезд и составляет порядка 106 г/см3, давление внутри них определяется состоянием электронного вырожденного газа, отсюда и другое название белых карликов - вырожденные звезды. Собственно название "белые карлики" нельзя считать вполне корректным, оно связано с цветом первых открытых представителей этого класса - Сириуса B и 40 Эридана B - горячих белых звезд. Лишь позднее были обнаружены более холодные желтые и красные белые карлики. А вообще белые карлики составляют от 3 до 10 процентов всех звезд нашей Галактики.
Первоначальную массу GD 362 оценивают в семь солнечных масс (это довольно массивная звезда), однако после "выгорания" ядерного топлива, короткого периода неустойчивости, коллапса, взрыва и сброса внешней оболочки от нее почти что ничего и не осталось (меньше одной солнечной массы). За миллиарды лет рассеялась и красивая светящаяся оболочка, состоящая из сброшенного газа - так называемая планетарная туманность.
По оценкам специалистов (основанных на темпах охлаждения "звездного трупа"), с начала последней агонии умирающей GD 362 прошло от двух до пяти миллиардов лет, пылевое облако не могло продержаться так долго и при этом не рассеяться, поэтому самым вероятным кажется предположение о том, что мы наблюдаем сейчас следы относительно недавнего гравитационного разрушения крупного "родительского тела", которое в какой-то момент слишком близко подобралось к мертвой звезде, за что и поплатилось. Это позволяет уподобить циклы существования таких пылевых облаков у мертвых звезд и даже саму их форму знаменитым кольцам планеты Сатурн.
На нынешний момент кроме GD 362 известен всего лишь один белый карлик - G29-38 - который также может похвастаться наличием пыли, однако плотность его пылевого облака приблизительно в 100 раз ниже, чем у GD 362.