Взяточники в Израиле есть, но большинству посетителей портала ISRAland иметь с ними дела не приходилось. Часть наших читателей, правда, слышала чужие рассказы, о том, кому и сколько пришлось «отстегнуть», но вот живьем мздоимцев видели только немногие. Судите сами: ответить на вопрос «Приходилось ли вам давать взятки в Израиле (деньгами, услугами, борзыми щенками)?» решили 3 433 человека. 79.83% из них никому ничего и ни в каком виде не давали.
Теоретически, о том, что израильтяне небезгрешны, хорошо известно из выпусков новостей: то министр попадется на том, что раздавал должности нужным людям, то полицейское начальство обнаружат нежащимся в джакузи за счет владельцев заведения. Раввина из главных подозревают в том, что он за гроши получил номер в роскошной гостинице, муниципальных, профсоюзных и прочих деятелей – в том, что они за счет частных фирм отправлялись в зарубежные вояжи. Но все это, во-первых, далеко (что нам до министров), а во-вторых, настолько закамуфлировано, что как бы и не является взяткой. Мало ли кто куда ездил и где нежился? Так мы, чего доброго, и главу правительства сочтем взяточником за то, что назначает министрами «правильно» проголосовавших депутатов. А ведь всем известно, что премьер-министры у нас – исключительно порядочные люди, не берут, не дают, липовых организаций, финансирующих предвыборные кампании, не организуют.
Что же касается взяточничества «бытового», то про него пишут редко. Можно вспомнить какие-то истории, связанные с врачами и учителями вождения, но ощущения, что это система, распространенная повсеместно, все же не возникает. Даже удивительно – все-таки, на востоке живем… Но тут, видимо, сказываются особенности израильского менталитета – взяточника с удовольствием сдадут коллеги, чтобы занять его место или просто для получения морального удовлетворения. Отсюда и результат: 1 727 опрошенных или 50.3% ответили на вопрос, приходилось ли давать - «Нет, не приходилось».
Похоже, что израильские взяточники осторожничают, берут ни у кого попало, а только у проверенных людей, может быть, даже по рекомендации. А с этим у нас и по сей день проблема. Видимо, поэтому 1 014 человек или 29.53% выбрали ответ «Нет, но я слышал, что другие делают это». Самим, как видите, не довелось. То ли нужды не было (хотя у кого это в Израиле не было ситуации, когда и рад бы дать, только бы не выполнять бесчисленные противоречивые инструкции), то ли не попали в число «избранных».
Зато из оставшихся респондентов 18.11% принадлежат к когорте взяткодателей. Давайте глянем, кто у нас по этой части в рекордсменах. Первенство принадлежит врачам – им давали те или иные подношения 157 человек или 4.57%. Следом, не слишком отставая, идут раввины – им «отстегивали» 129 опрошенных или 3.75%. Дальше в списке муниципальные чиновники – 75 ответов или 2.18%, после них правительственные чиновники – 34 ответа или 0.99%, а самыми бескорыстными оказались полицейские – 30 ответов или 0.87%. У нас есть еще одна группа взяточников, самая большая, но она, увы, не определена – 196 респондентов (5.7%) выбрали ответ «Да, в других случаях» и остается только догадываться, в каких именно, поскольку количество ответов ограничено и все не перечислишь.
Самое удивительное, что «наши» есть не только среди тех, кто дает, но и среди тех, кому дают. Удивительное, поскольку среди чиновников любого ранга репатриантов – всего 1%. Хотя, если вспомнить, что даже диспетчер в любом крупном супермаркете может поставить товар на хорошее место или засунуть туда, где его никто не найдет и не купит, круг потенциальных получателей взяточников существенно расширяется. И тогда тот факт, что 71 респондент (2.06%) ответили «Я сам получал взятки», уже не кажется чем-то невероятным.