Восьмую ночь подряд в пригородах Парижа продолжаются погромы и выступления агрессивной молодежи. Горят магазины и автомашины. Центр волнений, судя по всему, вновь находится в пригороде Сен-Сан-Дени, куда со всей столицы и соседних городов стянуты пожарные и полиция.
В четверг премьер-министр Франции провел межпартийные кризисные встречи с министром внутренних дел и другими представителями власти в попытке положить конец беспорядкам.
Раскол в правительстве, произошедший после резких высказываний главы французского МВД Николя Саркози, судя по всему, преодолен. Однако пока неясно, хватит ли у полиции решимости и ресурсов для того, чтобы справиться с выступлениями в пригородах.
Стихийные выступления начались после смерти двух подростков в одном из пригородов - Клиши-ду-Буа. Думая, что их преследует полиция, они забрались в силовую подстанцию и погибли от удара током.
Полиция утверждает, что ее сотрудники не преследовали подростков. В четверг был опубликован предварительный доклад по результатам расследования и его выводы подкрепляют утверждения полицейских. Из доклада следует, что полицейские прибыли по вызову на стройплощадку, где были замечена группа тинейджеров. Жандармы произвели несколько задержаний и вернулись в полицейский участок.
Трое молодых людей, однако, думали, что их по-прежнему ищут и решили укрыться в подстанции. Третий подросток, выживший после удара током, рассказал следствию, что беглецы осознавали грозившую им опасность. Подростки бежали, завидев полицейских, однако, что важно, жандармы не преследовали их.
Глава правительства Доминик де Вильпен и глава МВД Николя Саркози считаются вероятными соперниками в борьбе за президентский пост в 2007 году. Их разные взгляды на методы восстановления порядка стали причиной раскола в кабинете.
Тем не менее, в четверг оба заявляли, что прекращение погромов - главная задача. По мнению и премьера, и главы МВД, волнения не являются стихийной реакцией, а представляют из себя хорошо организованные акции.
"То, что мы видели в течение минувшей ночи, не было спонтанным, это было отлично организованно. Мы выясняем, как и кем", - заявил Саркози, добавив, что правительство не позволит "смутьянам и кучке громил думать, что они могут делать все, что им заблагорассудится".
Премьер де Вильпен, выступая в парламенте, заявил: "Последнее слово будет за законом и порядком". "Я отказываюсь смириться с тем, что организованные группировки в ряде пригородов Парижа игнорируют закон", - сказал де Вильпен.
Первоначальные заявления Саркози, назвавшего бунтовщиков "сбродом" и предложившего вычистить мятежные пригороды "до основания", вызвали бурную реакцию защитников меньшинств, заявивших, что министр потворствует правым элементам французского общества. Премьер попытался дистанцироваться от Саркози, упирая на необходимость внимания к нуждам меньшинств, многие из которых уже давно живут в обособленных от общества гетто.
Столкнувшись с критикой и снизу, и из верхних эшелонов власти Саркози постарался сгладить впечатление и встретился с семьями погибших подростков, пообещав расследовать инцидент в Клиши-ду-Буа.
Однако расколота не только верхушка правительства. Многие французы ждут от силовых органов решительных действий. "Я не расист, но эти люди должны уважать Францию, - заявил корреспонденту Би-би-си один из жителей охваченного беспорядками Ольне-су-Буа . - Мы что, так и должны это терпеть? Они гоняют на "Мерседесах", купленных на выручку от наркотиков. Саркози должен с этим разобраться".
У обитателей бедных кварталов - своя точка зрения. "Все дело - в уважении. Да, мы живем в бедных домах и мы африканцы, - говорит другой житель этого пригорода. - Но мы же и французы тоже. А нас никто не уважает. У тех, на другой стороне города, есть все. А нам, чтобы получить новый спортцентр, надо чего-нибудь поджечь, тогда - заметят".