Во Франции проведена первая в мире хирургическая операция, в ходе которой пациентке было пересажено новое лицо. Лицо 38-летней француженки, имя которой пока не называется, было изуродовано в результате нападения собаки. Хирурги заменили лишь поврежденную нижнюю часть лица - нос, губы и подбородок.
Пятичасовая операция прошла в выходные, но пресса узнала о ней лишь спустя несколько дней. Врачи, среди которых и известный в мире пластический хирург Жан-Мишель Дюберно, хотели быть уверены в успехе, прежде чем разглашать сенсационную новость.
Медики считают, что лучше использовать лицо донора, чем ткани самого пациента, взятые из других частей тела, так как они сильно отличаются по структуре и цвету.
Ткани лица были взяты у мертвого донора. Врачи говорят, что новое лицо пациентки не будет похоже на лицо донора, а скорее примет некую "гибридную форму".
Технически такая операция была возможно уже несколько лет назад, однако хирургов во всем мире сдерживали многочисленные этические проблемы, связанные с пересадкой лица.
Никто не берется предсказать, как психика пациента может отреагировать на новое лицо. К тому же врачи озабочены вопросом отторжения чужих тканей. Человеку, подвергшемуся пересадке лица, придется в течение очень длительного времени принимать препараты, снижающие реакцию иммунной системы. Такие лекарства при длительном применении могут вызывать рак. К тому же существует целый ряд вопросов, связанных с донорством тканей лица.
Иан Хатчисон, исполнительный директор Британского фонда исследований в области хирургии лица, говорит о целом ряде проблем, связанных с пересадкой лица. В короткой перспективе опасность заключается в возможной закупорке венозных каналов в тканях донора, считает Хатчисон. Далее речь идет об эффективности иммунодепрессантов, а также побочных эффектах, связанных с их длительным применением. Хатчисон еще раз обращает внимание на этическую сторону вопроса.
"Откуда будут поступать донорские ткани - это еще одна сторона проблемы", - говорит Хатчисон.
Он настаивает, что ткани лица должны быть взяты у донора до того, как будут отключены все системы его жизнеобеспечения. А это с этической точки зрения представляет собой огромную проблему.
"Существует вероятность, что даже после этого донор будет некоторое время дышать", - говорит Хатчисон.
К тому же, как считает британский эксперт, пока трудно сказать, улучшится или ухудшится состояние пациента, перенесшего пересадку лица, в случае неудачного хирургического вмешательства.
Как уже сообщалось, в США сейчас идет подготовка к подобным операциям. Команда под руководством доктора Марии Семеновой, директора отделения пластической хирургии американской "Кливлендской клиники" (Cleveland Clinic) сейчас проводит собеседования с двенадцатью потенциальными кандидатами.
Одному из претендентов на уникальную операцию - Мэттью Теффетеллеру из штата Теннеси, пострадавшему в автокатастрофе, уже отказали в шансе приобрести новое лицо.
Семенова не уточняет, по каким параметрам будет выбран первый пациент для уникальной операции. Хирург заявляет, что ее цель - помочь людям, чье лицо было изуродовано огнем, в результате ДТП или других инцидентов. Многим обычная пластическая хирургия помочь не в состоянии. По ее словам, такие люди теряют идентичность, так как у них буквально нет своего лица, с которым бы они себя отождествляли.
Сторонники операции утверждают, что команда Семеновой хорошо готова к операции. Противники упирают на то, что риск слишком велик, учитывая что речь не идет о жизни пациента.
Параллельно к операциям по пересадке лица готовятся врачи Великобритании, а также американские коллеги Семеновой из штата Кентукки.
На фото: хирург Жан-Мишель Дюберно