"Я благодарю небо, давшее мне эту жизнь, эту возможность жить: И если бы начинать сначала, я повторила бы все в точности, как было". Эти слова принадлежат Эдит Пиаф - великой французской певице, которая взошла на вершину всемирной славы, но так до конца жизни и осталась взбалмошной парижской девчонкой, этаким уличным воробышком, довольным самим фактом своего существования и уверенным, что ему принадлежит весь огромный мир.
Растиражированная в десятках книг и сотнях журнальных статей легенда гласит, что Эдит Джованна Гасьон появилась на свет 19 декабря 1915 года на тротуаре под фонарем возле дома 72 на улице Бельвиль в северо-восточной части Парижа: пока ее отец искал машину, у матери начались роды, и вместо пеленки девочку завернули в пелерину оказавшегося поблизости полицейского. И хотя в официальном свидетельстве местом рождения указана больница Тонон, именно эта легенда как нельзя более подходит тому образу, который сопровождал Пиаф всю жизнь.
Шла Первая мировая война, и после рождения девочки ее отец отправился на фронт, мать зарабатывала на жизнь ремеслом уличной певицы, так что Эдит воспитывали бабушки - сперва парижская, а затем другая, из Нормандии, владевшая борделем. Вернувшись с фронта, отец нанялся акробатом в бродячий цирк, и девочка вместе с ним пустилась в странствия по всей стране. Сперва просто ходила со шляпой, собирая монеты со зрителей, потом стала напевать и вскоре, как мать, превратилась в уличную певицу.
Ее Пигмалионом стал Луи Лепле - владелец модного кабаре "Джернис", расположенного по соседству с Елисейскими полями. Согласно все той же легенде, однажды он случайно услышал на улице, как поет Эдит, и пригласил ее выступить в своем заведении с песней "Бездомные девчонки". Это было в октябре 1935-го, и к тому времени 19-летняя женщина уже успела хорошо познать жизнь парижских низов: любовник, мелкий воришка по прозвищу Малыш Луи, ее бросил, двухлетняя дочь Сесель умерла от менингита, Эдит жила в самых дешевых меблированных комнатах и вращалась в кругу тех, кого принято называть "деклассированным элементом".
Будущее выглядело достаточно беспросветным, но дебют в кабаре "Джернис" все изменил: зрители, среди которых оказался и легендарный Морис Шевалье, были попросту очарованы уникальными вокальными данными крохотной, ростом меньше полутора метров, певицы. Кстати, именно этот росточек, да и весь тогдашний облик Эдит натолкнули владельца кабаре на мысль придумать ей сценический псевдоним Малышка Пиаф, что на парижском жаргоне означает "воробей".
Дальнейший взлет был просто головокружительным: выступления на радио, запись первой пластинки, съемки в кино, контракты с самыми престижными варьете и концертными залами, дебют на драматической сцене. Слава не изменила характера Пиаф: много и упорно работая над повышением вокального мастерства и подбором репертуара, она продолжала порхать по жизни легкомысленным воробышком, щедро даря себя и свою любовь окружающим мужчинам.
Мужчины в жизни Пиаф - это отдельная история. Сначала поклонники и любовники, в числе которых были легионер и искатель приключений Раймон Асо, актер Поль Мерис, композитор Мишель Эмер, помогали ее росту и завоеванию новых творческих вершин, потом роли поменялись: помогать стала Эдит. Среди тех, кого она "вывела в жизнь", были, например, Ив Монтан и Шарль Азнавур (который, впрочем, не был любовником Пиаф, а писал для нее песни, работал секретарем, шофером и так далее).
Отдельное место в этом перечне занимает Марсель Сердан, чемпион мира по боксу в среднем весе. Пиаф познакомилась с ним в 1947 году во время гастролей в Нью-Йорке и страстно влюбилась. Связь продолжалась два года и оборвалась после трагической гибели Сердана в авиакатастрофе.
Незадолго до встречи с Серданом Пиаф написала и исполнила одну из самых знаменитых своих песен - "Жизнь в розовом цвете". После гибели возлюбленного наступил период темных красок. Певица дважды попадает в автокатастрофы, чтобы облегчить страдания, ей прописывают морфий, и впоследствии Пиаф так и не удается избавиться от тяги к наркотиками, которая усугубляется чрезмерным пристрастием к спиртному.
Несмотря на пошатнувшееся здоровье, певица по-прежнему упорно работает и по-прежнему сводит с ума мужчин. В ее жизни появляются и исчезают Эдди Константин, Жак Пилс, Джо Мустаки, и все это - на фоне бесконечной череды концертов, записей, гастрольных поездок. Такой безумный ритм выведет из строя кого угодно, а не только крохотного воробышка. В 1959 году в Нью-Йорке прямо во время выступления Пиаф упала в обморок. Понадобилась срочная госпитализация и несколько операций, чтобы как-то привести ее в норму.
Несмотря на слабое здоровье, в 1961-м Пиаф дала триумфальный концерт на сцене знаменитого парижского концертного зала "Олимпия", где исполнила песню "Ни о чем не жалею", которая стала своеобразным подведением итогов жизненного пути. Вскоре она встретила свою последнюю любовь - грека Теофаниса Ламбукаса, с которым обвенчалась в 1962 году и даже пыталась вместе выступать, но силы к тому времени уже окончательно оставили Пиаф.
Великая певица скончалась на юге Франции 11 октября 1963 года и несколько дней спустя была похоронена на парижском кладбище Пер-Лашез при стечении десятков тысяч людей. Воробышек упорхнул, оставив после себя долгую память и песни, которые, замирая от звуков неповторимого голоса Пиаф, продолжают слушать люди по всему миру.
Незадолго до окончания жизненного пути Пиаф сказала: "Я не боюсь смерти: Я жила на все сто процентов и не жалею об этом".