19 сентября 1999 года 20-летняя Жаки и четверо ее друзей возвращались домой после празднования дня рождения, когда в них врезался автомобиль, управляемый пьяным водителем. Два пассажира, находившиеся в машине, погибли, а Жаки получила ожоги 60% тела.
Жаклин Сабуридо
Ее пальцы пришлось ампутировать. Помимо этого она потеряла волосы, уши, нос, левое веко и практически лишилась зрения. После аварии она перенесла более 50 операций и, к сожалению, еще должна перенести не одну.
Питер Батлер – консультирующий пластический хирург, 12 лет посвятивший своему ремеслу. Под его руководством в Королевской свободной больнице, что на севере Лондона, работают 30 человек. Эта команда намерена провести первую в Великобритании операцию по трансплантации лица. «В отборе пациентов мы руководствуемся этическими аспектами. У нас достаточно много заявок», – говорит Батлер, добавляя, что Сабуридо относится к числу тех, кому будет сделана операция.
Американские специалисты в Луисвилле (штат Кентукки) восстановили Сабуридо сгоревшее веко, а в 2003 году провели операцию по пересадке роговицы, благодаря которой девушка может видеть левым глазом. Сейчас Жаки живет в Майами и ведет активную кампанию против вождения автомобилей в нетрезвом состоянии.
Из двадцати пациентов, которым предстоят операции в Лондоне, Батлер отобрал пятерых, наиболее остро нуждающихся в хирургическом вмешательстве. Доктор утверждает, что первая операция может состояться в течение года. Комиссия по этике Королевской свободной больницы дала предварительное согласие на операцию, однако выразила желание подробнее ознакомиться с делами пациентов-кандидатов. Окончательное заключение комиссия может дать еще до конца этого года или в январе 2006-го.
«На операцию может претендовать пациент, лицо которого настолько серьезно деформировано в результате ожога или аварии, что перестало нормально функционировать. Учитывается и психологическое состояние пациента», – говорит Батлер. Хирургам еще предстоит согласовать с комиссией по этике вопрос о том, как вести переговоры с донорами или родственниками доноров. «Людей в основном беспокоит проблема идентичности: семьи доноров боятся, что узнают пересаженный орган их мертвого родственника, если случайно встретят на улице того, кому он был трансплантирован. С помощью компьютерного моделирования удалось показать им, что подобное не случится», – добавляет Батлер.
Созданная хирургами компьютерная модель показывает существенные различия между лицом реципиента с пересаженным органом и лицом донора. Одна из главных причин таких различий - разное строение черепных костей. Для моделирования использовали лица самого Батлера и доктора Алекса Кларкома, психолога из его команды, который помогает людям привыкнуть к их новому виду после операции.
Необходимым условием трансплантации является одинаковый пол, возраст и цвет кожи донора и реципиента. По словам Батлера, операция обойдется примерно в 20 тыс фунтов. Но каждый год пациенту придется тратить 5 тыс фунтов на покупку лекарств, необходимых, чтобы предотвратить отторжение пересаженных тканей.
В прошлом месяце французские хирурги провели первую в мире операцию по трансплантации лица 38-летней Изабель Динуа, пострадавшей от укусов собаки. В результате частичной пересадки лица пациентка получила новые губы, нос и подбородок.
До сих пор лица, изуродованные ожогами, восстанавливались с помощью тонких трансплантатов и более толстых частей кожи и мышц, вырезаемых из другой части тела. Этот способ решает проблему отторжения инородной ткани; однако лицо, сформированное из кожи, взятой, например, со спины, только с прорезями для глаз и рта, выглядит не слишком естественно. Кроме того, для подобной трансплантации необходимо провести более сотни операций. В большинстве случаев это значительно накладнее, чем прямая пересадка лицевого органа, которая может быть осуществлена всего за несколько операций и после которой лицо выглядит лучше, способно двигаться и даже передавать эмоции.
Читайте также:
Русский Франкенштейн пытался скрестить обезьяну с человеком