Европейский суд по правам человека обязал Россию выплатить рекордные 250 тысяч евро по делу о пытках в российской милиции. Иск был подан от имени нижегородца Алексея Михеева. Признано, что Михеев стал инвалидом в результате пыток током в сентябре 1998 года.
"Представители государственной власти крайне жестоко обращались с Михеевым в целях получения признания. Жестокое обращение вызвало такие сильные физические и душевные страдания, что он решил покончить с собой, получив в результате перманентную инвалидность. Суд считает, что жестокость обращения с Михеевым представляет собой пытки и таким образом нарушает статью 3 Европейской конвенции по правам человека ("Недопущение пыток")", - гласит постановление Европейского суда.
Михеев, работавший в то время сотрудником ГАИ, был задержан милицией после того, как девушка, с которой он и его приятель провели вечер, не вернулась домой. Двух подозреваемых обвинили в изнасиловании и убийстве девушки. Заставляя Михеева подписать признание в совершении преступления, следователи пытали его током. После очередного раунда пыток, не выдержав мучений, Михеев бросился в окно и при падении сломал позвоночник.
Пропавшая девушка вскоре нашлась, и дело было закрыто. А в 1999 году мать Михеева обратилась за помощью в правозащитные организации.
Для нижегородского отделения правозащитного "Комитета против пыток" дело Михеева стало первой тяжбой с представителями власти. "Комитет" обратился с иском против пытавших Михеева милиционеров еще шесть лет назад. Однако более 20 раз дело не принималось к производству. По мнению правозащитников, это объясняется тем, что в списке обвиняемых был заместитель областного прокурора, присутствовавший при выбивании показаний из потерпевшего.
Подчеркивается, что областная прокуратура занялась этим делом только после того, как, не найдя поддержки у российских органов, правозащитники обратились в Страсбург. 30 ноября 2005 года два пытавших Михеева милиционера были осуждены на 4 года колонии общего режима.
"Вина за то, что Россия проиграла этот процесс, лежит полностью на нижегородской областной прокуратуре, которая семь лет ничего не делала для того, чтобы решить этот процесс на федеральном уровне, - заявил Би-би-си пресс-секретарь нижегородского отделения "Комитета против пыток" Максим Прытков. - Сейчас за проколы областного прокурора Демидова будет платить Российская федерация".
"Как бы ни обвиняли правозащитников в связи со "шпионским скандалом", но по делу Михеева фактически мы защищаем честь государства", - добавил он.
В самом суде поясняют, что дела, относящиеся к унижению человеческого достоинства и пыткам граждан России, рассматривались и прежде, однако никогда прежде составляющая, касавшаяся пыток, не была столь значительна.
Светлана Ганнушкина, член совета другой правозащитной организации, "Мемориал", сообщила, что по ее данным, в Страсбургском суде лежат еще несколько десятков дел с жалобами российских граждан на действия правоохранительных органов. "Суд в Страсбурге - это единственный способ заставить наши власти думать о том, что делается в правоохранительных органах", - заявила она.
30 января Михеев и представлявшие его правозащитники выступят на пресс-конференции в Москве.