На днях российскую общественность потряс особо жестокий случай дедовщины. Старослужащие в течение нескольких часов зверски избивали 19-летнего солдата, так, что ему пришлось ампутировать обе ноги и половые органы.
В новогоднюю ночь "деды" напились и развлекались в казарме бронетанкового училища в уральском Челябинске. "Дедами" в российской армии называют военнослужащих, которые служат уже давно или вот-вот демобилизуются, они обращаются с новобранцами как с рабами, пишет информационная немецкая газета Die Welt. После того как старослужащие перед Новым годом в течение нескольких дней уже избили нескольких новобранцев, они, очевидно, с согласия офицеров, взялись за солдата Андрея Сычова.
Они так крепко привязали его к стулу, что у него начался некроз тканей, в ужасе рассказывает его сестра. Они издевались над ним целых четыре часа. "Стандартная процедура, служащая для воспитания" молодого солдата, объяснил Сычов своей сестре.
Следствием пытки явилась гангрена. Однако солдат, который жаловался на сильные боли в ногах, был отправлен в больницу только 4 января, когда стало очевидно, что он даже не может выйти на построение. Врачи наряду с гангреной диагностировали также несколько переломов. Сначала они ампутировали ему одну ногу, но потом пришлось ампутировать и вторую, и половые органы.
Случай, как принято, попытались скрыть. "Дедовщина? Никогда не слышал", – это обычный ответ российский офицеров на вопрос о подобных инцидентах. О том, что Сычова в новогоднюю ночь вдобавок несколько раз изнасиловали, газета "Время новостей" узнала от высокопоставленного офицера челябинского гарнизона, который попросил не называть его фамилию. Он сказал корреспонденту, что военная прокуратура в курсе, но молчит, зная, как военное руководство в Москве радеет за престиж армии.
Сначала министр обороны Сергей Иванов, который в это время находился с визитом в Армении, ничего не знал об инциденте. О происшествии в Челябинске ему ничего не докладывали, значит, по его словам, "там не произошло ничего серьезного".
Местные военные связаны круговой порукой. Только анонимный звонок в здешний комитет солдатских матерей, поступивший из больницы, в которой лечили солдата, сдвинул дело с мертвой точки. "Здесь лежит солдатик без ног", – сказала по телефону неизвестная женщина. – Вся больница ревет, глядя на солдата, мы не можем допустить, чтобы его история замалчивалась". Это сообщила Людмила Зинченко газете "Новые известия"
Вынуждена была подключиться военная прокуратура. Но она натолкнулась на стену молчания. Однако доказательства были собраны. Шестеро основных виновников, в том числе два офицера, заключены под стражу, сообщила прокуратура.
Только после этого генералы принялись выражать свою обеспокоенность, будто о подобных происшествиях в армии они прежде никогда не слышали. Ежегодно из своих частей бегут порядка 20 тысяч военнослужащих, чтобы пожаловаться на страшные издевательства. В прошлом году в Вооруженных силах было совершено 20 390 преступлений. Людские потери, по официальным данным, составили 1 064 военнослужащих. 16 из них стали жертвами дедовщины, 276 покончили с собой. Комитет солдатских матерей полагает, что 80% в армии преступлений скрывается.
Правозащитная организация Human Rights Watch исходит в своих докладах из того, что жертвы дедовщины исчисляются каждый год десятками. Кроме того, сотни от отчаяния кончают жизнь самоубийствам, тысячи получают тяжелые физические и психические травмы.
Сейчас военное руководство пытается ограничить ущерб, нанесенный престижу армии данным случаем. Военный министр Иванов поручил Генеральному штабу принять участие в расследовании преступления. Заместитель главнокомандующего сухопутных войск генерал-полковник Молтенской сообщил о предстоящем расформировании училища. Кроме всего прочего, беспрецедентный случай породил недоверие к армии среди родителей военнообязанных, сожалеет генерал.
Сейчас дедовщина широко распространена. Как говорит легендарный российский певец Андрей Макаревич, он не отпустит своего сына в эту армию, ведь "это не место для нормальных людей".