Что общего между евреями из Марокко и выходцами из средней полосы России или южной Украины? Из какого материала созданы израильтяне, что удерживает вместе столь разных людей? И что нам следует сделать для того, чтобы различие культур и менталитетов не поставили под угрозу дальнейшее существование нашей государственности, чтобы страна народа Израиля не стала "историческим эпизодом", не потеряла связь с остальным еврейским миром?
Этими и другими вопросами задаются участники научной конференции на тему: "Две большие волны репатриации: из стран ислама и из бывшего СССР", проходящей 14-16 февраля в Тель-авивском университете. Проведение этого широкого научного форума стало возможным благодаря поддержке фонда НАДАВ Леонида Невзлина и фонда Керен ха-йесод.
В центре внимания конференции – важнейшие темы, имеющие прямое отношение к формированию нашего государства, его существования и перспективам на ближайшее и отдаленное будущее. Наша страна представляет собой уникальный опыт взаимодействия разнообразных, порой противоречащих культур, на основе которого возникла общность народа, преодолевшего века рассеяния и преследований.
"Мы живем в мире новых отношений внутри еврейского народа, - сичтает председатель фонда НАДАВ Леонид Невзлин. – Центральное положение государства Израиль с точки зрения еврейского самосознания – как это было в годы волн репатриации – сменяется глобальной концепцией еврейского народа, видящей в Израиле самую большую еврейскую общину мира, но не центр еврейского народа. К этому следует добавить растущее отчуждение многих израильтян от их братьев-евреев, проживающих в разных концах мира. Я опасаюсь, что без связи с Израилем еврейские общины мира будут обречены на ассимиляцию и исчезновение. Но не меньшее сомнение существует в возможности Израиля выжить без связи с еврейством диаспоры".