Где-то году в 1986, то ли перед самой перестройкой, то ли в ее начале (как посмотреть) произошло в тогда еще непокойном СССР событие незначительное, но довольно забавное. Некий американец по имени Арнольд и с явно еврейской фамилией Локшин (на какой слог ставить ударение – не знаю) попросил… политического убежища в СССР. Причем сделал он это почему-то находясь в США, мотивируя свой поступок преследованиями ФБР. Какими именно преследованиями – сказать трудно: в качестве примера Локшин приводил прослушивающие устройства в его машине (найти которые ему, впрочем, не удалось). Американцы, разумеется, восприняли Локшина как курьез типа долгоиграющего голодуна Хайдера, зато советские пропагандисты радостно потирали руки. Вот ведь, настоящий американец, опять же - фамилия какая, а выбрал наш, правильный образ жизни. И чтобы подчеркнуть, что речь идет не о ком-то, а о крупном ученом, регулярно и торжественно перечислялись его научные титулы. Мне лично запомнилось нараспев произносившееся «бакалавр биохимии». От этого веяло Дон-Кихотом, средневековыми алхимиками, ретортами в серебряной оправе… Гораздо позже я узнал, что термин «бакалавр» означал собственно, «первую степень», которая естественно, и являлась первой научной степенью А.Локшина (впоследствии, кстати, вполне профессионального ученого.
Об этом казусе я вспомнил сегодня, когда все без исключения СМИ торжественно сообщили о такой новости, как поддержка партии «Кадима» со стороны «видного раввина национально-религиозного лагеря Йоэля Бин-Нуна». Новость эта была, надо полагать, гораздо более важной, чем попадание ракеты «Касам» в стратегический объект близ Ашкелона – во всяком случае, заявлению Бин-Нуна было уделено куда больше места в газетах и интернет-сайтах, чем несчастному Касаму. У человека, чья повседневная жизнь проходит далеко от религиозного сектора, могло создаться впечатление, что речь идет то ли о главном раввине Израиля, то ли о духовном отце подрастающего поколения, то ли как минимум о личном наставнике Биньямина Нетаниягу. Действительность же несколько иная…
Йоэль Бин-Нун – действительно раввин, и раввин действительно известный. Известность его, впрочем, обусловлено не только и не столько уроками ТАНАХа, сколько чрезвычайно оригинальной линией общественного поведения. Начинал он (в 70-х гг.) как активист поселенческого движения, и в этом качестве мало интересовал СМИ. Зато, когда в середине 80-х гг. он сначала резко осудил «Еврейское подполье», а затем, не менее резко, изменил свою политическую линию «влево»,- стал популярен среди журналистов ну почти как Вики Кнафо. Затем – снова уход вправо, и снова политическая безвестность. Затем, после убийства Рабина,- громогласное заявление, что он знает имена раввинов, то ли подстрекавших И.Амира к убийству, то ли имевших какое-то другое отношение к этому грязному дело. Немедленно сообщили, что жизни славного раввина угрожает опасность, и был арестован (а затем тихо освобожден) какой-то житель Цфата, схваченный в телефонной будке, из которой за 5 минут до этого кто-то вроде бы звонил Бин-Нуну. Телевидение показывало размытые кадры, снятые явно в полночь и явно неисправной камерой, которые должны были демонстрировать, как охраняет спецохрана из ШАБАКА нашего наследника Павлика Морозова. Через пару месяцев, впрочем, и эта шумиха стихла. Однако в Офре, где жил Бин-Нун, его после этой истории сильно невзлюбили (на мой взгляд – за дело)…
В дальнейшем маятник Бин-Нуна качался столь же исправно, и почему-то именно на взмахах влево привлекал внимание прессы. В 96 г. он поддержал Нетаниягу, в 99 – Барака, в 2001 – Шарона (таких людей в стране было, напомним, немало). Когда Шарон затеял операцию «размежевание», Бин-Нун горячо осудил – и Шарона, и саму операцию. Он объяснял, что «размежевание» аморально, бессмысленно, незаконно, опасно, ужасно, и вместо вечного мира приведет к вечной войне. Этим он мало выделялся среди окружающих, так что известности ему этот подход не добавил. Зато сейчас…
Сейчас, как я уже сказал, Бин-Нун сосчитал, что его долг – поддержать новую партию. Судя по другим его высказываниям, он не сменил своего отношения к «размежеванию» и Шарону, но готов забыть, какую роль в этих процессах сыграл Ольмерт и вся гвардия, именующая себя сегодня партией «Кадима». Мотивировка Бин-Нуна несколько оригинальна: поскольку это – очевидная партия власти, его обязанность, как пастыря масс, быть с этой властью в хороших отношениях. А те же раввины, кто отказываются это сделать,- бросают своих заблудших овечек на произвол судьбы, если не прямо в зубы безжалостных волков.
СМИ не удосужились привести мнение кого-либо из спасенного стада. В оправдании их надо отметить, что сделать это было весьма затруднительно, ибо поклонников у Бин-Нуна не замечается. Разве что – будущий член Кнессета (от партии «Кадима») Элькин. Интересно, кстати, что последнего журналисты жалуют также немало, величая го то «доктором», то даже «профессором». Если уж сравнивать – Бин-Нун, по крайней мере, в самом деле раввин.
Впрочем – если быть серьезным, поведение Бин-Нуна, как и Элькина, основывается на одной, возможно, постыдной, но очень человеческой черте. Простите мне это сравнение, но это напоминает проведение изнасилованной девушки, которая не добивается суда над насильником, а требует: «Пусть, сволочь, теперь на мне женится!» Несмотря на то, что такой подход знаком в еврейской традиции,- я как-то не могу относиться к его проповедникам иначе как с брезгливостью…
А, кстати, что произошло с Арнольдом Локшиным, с которого мы начали наши реминесценции? Некоторое время он пытался догонять время. был обласкан советской властью по первому разряду: квартира в Москве (трехкомнатная, предел мечтаний! Можно только представить себе, как недоумевал американец Локшин, как же сможет он разместиться на такой крохотной территории), машина (не «Крайслер», но все-таки…), работа (в институте, где обычно евреев не брали). Перестройка уже гремела, когда в 1989 г. АПН двумя огромными тиражами выпустила труд Локшина «Безмолвный террор. История преследования семьи инакомыслящих в США», однако вряд ли это произведение стало бестселлером. СССР развалился, а в августа 1992 г. президент Б. Ельцин предоставил чете Локшиных российское гражданство. Казалось бы – жить ему да поживать, но не дожидаясь 21-го века, супруги Локшины вернулись в Америку. Чем они теперь занимаются, и с каким ударением произносят свою фамилию,- неведомо. СМИ им больше не интересуются.
Так, пожалуй, лучше для всех…
Автор - Михаил Ходессер