Согласно данным Artprice, французского агентства, занимающегося мониторингом арт-рынка, Пабло Пикассо и Энди Уорхолл в прошлом году стали самыми востребованными художниками на аукционах произведений искусства. Следом за лидерами выстроились один из основателей французского импрессионизма Клод Моне и знаменитый автор венецианских пейзажей Каналетто.
По данным Artprice, в прошлом году на аукционах по всему миру было продано ни много ни мало 1 409 работ знаменитого французского мастера испанского происхождения, общей стоимостью 153.2 млн долларов. Пикассо также принадлежит так до сих пор и не побитый рекорд цены отдельно взятого художественного произведения. Два года назад работа 1905 года «Мальчик с трубкой» поставила рекорд во время торгов на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке. Эта картина Розового периода, приобретенная в середине прошлого века за 30 тыс долларов, ушла с молотка за 104 млн 168 тыс долларов.
В прошлом году самой дорогой картиной на рынке стал один из видов Венеции кисти итальянца Каналетто, проданный за 32.6 млн. долларов. Всего же за 18 картин Каналетто, проданных на аукционах в 2005 году, владельцы выручили в общей сложности 55.5 млн долларов.
Интересно отметить, что средняя цена одной работы художников, занимающих третье и четвертое места в списке востребованности, превосходит цену одной работы мастеров первой двойки. Так, в прошлом году на аукционы были выставлены 22 работы Клода Моне, за которые было выручено 61.5 млн долларов. В то же время за 660 проданных работ находящегося на втором месте американца Энди Уорхолла удалось получить, учитывая количество, сравнительно небольшую сумму в 86.7 млн долларов.
По данным Artprice, устроители аукционов произведений искусства по итогам 2005 года наторговали в общей сложности на 4.2 млрд долларов. Таким образом, по подсчетам агентства, с 2004 года арт-рынок увеличился на 15%.
Впрочем, помимо этого, с рынком произошли и еще кое-какие изменения. Так, нью-йоркский рынок произведений искусства еще больше укрепился на лидирующей позиции. По сравнению с 2004 годом его объем увеличился на 35%. В сравнении с этим достижением прирост его соперника из столицы туманного Альбиона выглядит несколько нелепо – за год объем лондонского рынка увеличился на 4,8%. Тройку лидеров замыкает рынок Парижа.
Перестановки произошли на четвертой позиции рейтинга – Гонконг потеснил германских аукционистов с этой позиции. Хотя конкретными цифрами об этом азиатском рынке Artprice не располагает, его специалисты отмечают, что присущий Китаю в последние годы экономический бум довольно сильно сказался на ценах работ современных и старых китайских художников. Так, предлагаемые за китайских мастеров суммы увеличились в среднем на 80%.
Любопытны также и данные о доле различных рынков в международном рынке произведений искусства. Нью-Йорку принадлежит 44% от общего объема (он на первом месте), Лондону – 28%. Париж безнадежно отстает от них с 6,6%.
Кроме этого, прошлый арт-год отметился и еще кое-какими любопытными событиями, касающимися русского искусства. Аукционисты Sotheby's и Christie's отметили резкий скачок цен на отечественных художников начала ХХ века. Возглавляет топ-десятку Илья Машков по совершенно невероятной цене в 3 673 920 долларов. Интересно, что в том же справочнике цен в мае 2004 года его натюрморт предлагался ровно в 20 раз дешевле. Примерно такая же прогрессия возникла и в случае других топ-художников. Так, замыкающий десятку Петр Кончаловский вырос в цене в 4–5 раз.