Фраза о том, что главное достояние еврейского народа – это его мозги, - при всей ее тривиальности и затертости не перестала быть верной. Вновь она прозвучала на состоявшейся 21 марта встрече представителей "научной фракции" партии "Кадима" с учеными-репатриантами. В ней участвовали кандидаты в парламентский список "Кадимы": выдающийся израильский ученый и генерал-майор в отставке Ицхак Бен-Исраэль - разработчик системы бомбометания на самолетах «Фантом» и концепции стратегического управления компьютеризированной системы управления войной в воздухе, глава Израильского космического агентства (САЛА); профессор Менахем Бен-Сасон, в прошлом ректор Еврейского университета, а ныне глава Института Бен-Цви, а ныне президент Всемирного объединения по изучению иудаизма, председатель педагогической комиссии «Яд ва-Шем» и член Совета его правления; заместитель министра абсорбции доктор Марина Солодкина, депутат кнессета профессор Михаил Нудельман и докторант Еврейского университета Зеэв Элькин, которые принимали своих коллег – ученых-репатриантов.
В их числе были крупные ученые, представляющие самые разные академические сферы: крупнейший специалист в области нанотехнологии, президент Израильской ассоциации изобретателей, академик Европейской академии наук профессор Олег Фиговский; руководитель Иерусалимского дома технологии д-р Авраам Шарнопольский; председатель ассоциации ученых-репатриантов в университетах Израиля профессор Моше Белинский; создатель одного из самых успешных "брендов" израильского образования – школы "Шевах-Мофет", ныне глава образовательного центра МАПАТ д-р Яков Мозганов и другие.
На встрече шел разговор о трудностях интеграции ученых-репатриантов в академический мир Израиля, о том, с какой непробиваемой стеной равнодушия им раз за разом приходится сталкиваться, о тех редких случаях, когда удается пробить эту стену. В нашей стране не существует единой правительственной программы для реализации огромного научного потенциала репатриантов. Существующие ныне проекты ГИЛАДИ и КАМЕА вынуждены каждый год вновь доказывать свое право на существование и бороться за финансирование. Программа БАШАН по интеграции инженеров сегодня на грани закрытия. В технологических "теплицах" число проектов ученых-репатриантов не превышает пяти процентов. Уровень этих теплиц настолько низок, что они просто не в состоянии заниматься серьезными научными проектами. Это лишь малая толика проблем, о которых шла речь на встрече и которые требуют безотлагательного решения.
"Дискриминация ученых-репатриантов в Израиле доходит до абсурда, - сказал профессор Олег Фиговский.– Чтобы получить грант на исследования, каких-то 10 тысяч долларов, я должен привлечь в свой проект какого-нибудь израильского профессора, поскольку мой статус не дает мне возможности получить средства на проведение исследования".
"Я могу вам сказать то, что вы наверняка и без меня хорошо знаете, - сказал профессор Бен-Исраэль. - У нас нет другого стратегического преимущества, кроме наших голов. По роду своей деятельности в оборонной сфере большую часть своей жизни я рассматривал российскую науку как потенциального противника. Сильного противника. И поэтому, когда после окончания моей исследовательской деятельности в армии, я занялся преподаванием и научными проектами, мне было особенно интересно сотрудничать с учеными из России, специалистами в области космических исследований и авиационной промышленности".
"Существует один язык, сближающий носителей разных языков и культур, - считает профессор Бен-Сасон. – Это язык науки, объединяющий ученых разных стран и школ. Если мы не найдем применения потенциалу ученых из СНГ, мы, как государство, проиграем. Сегодняшнюю встречу с полным основанием можно считать первым заседанием после выборов на тему науки. Мы должны создать лобби ученых. Причем это будет гораздо больше, чем "олимовское" лобби. Мы будем продвигать научные проекты не ради того, чтобы кому-то помочь. Мы будем это делать в интересах государства".
Итог встрече подвела заместитель министра абсорбции д-р Марина Солодкина: "Я верю в союз науки и политики, - сказала она. – До сих пор в израильской политике не было принято столь широко привлекать ученых в качестве кандидатов в парламентский список. И среди наших ученых тоже не было "моды" на занятия политикой. Сегодня в "Кадиме" больше, чем в других партиях, представителей академической науки. Поэтому именно "Кадима" в качестве партии власти сможет многого добиться в этой области".