Израильская предвыборная кампания – клад для авторов политических детективов. Взять хотя бы такой смехотворный факт: около двух недель назад неизвестные злоумышленники взломали телефонный стенд, установили в нем «жучки» и начали фиксировать разговоры сотрудников одного из офисов партии «Наш дом – Израиль» в Иерусалиме. Активисты партии, заподозрив неладное, обратились в «Безек» с просьбой проверить телефонные линии. Прибывшие по вызову ремонтники обнаружили, что в провода, ведущие в партийный офис, врезаны прослушивающие устройства. После этого последовало официальное заявление руководства НДИ в полицию, которая начала расследование.
Почему факт смехотворный, а не ошеломляющий? Да потому, что головной штаб НДИ по подготовке к выборам находится в Тель-Авиве! Там разрабатывается предвыборная стратегия и готовятся пропагандистские материалы. И если уж прослушивать телефонные разговоры, то делать это нужно именно там. Ситуация напоминает старый анекдот о пьяном, который ищет потерянную монетку под фонарем, потому что там светлее. Или еще один: «У вас продается славянский шкаф?» – «Шпион живет этажом выше!»
Да и вообще этот «промышленно-партийный» шпионаж выглядит смешно. Почему имел место сам факт прослушки? Все очень просто: партия «Наш дом – Израиль» по последним опросам общественного мнения получает все больше голосов избирателей. Если вначале НДИ сулили не больше пяти мандатов в будущем составе Кнессета, то теперь эта цифра не меньше 10. И задумались, вероятно, друзья-соперники: «А что такого знают в НДИ, что нам неведомо? А давайте прослушаем, о чем они там говорят, узнаем их тайны и секреты, и тоже получим по опросам в два раза больше голосов!»
Это же надо – настолько не полагаться на собственных пиарщиков и политтехнологов, которым заплачены немалые денежки. Откуда такая уверенность, если полиция пока не знает, кто подсоединил «жучки» к телефонам Либермана? А тут не надо особых знаний. Все наши партии играют по-взрослому, с привлечением дорогостоящих консультантов. Но что-то буксуют специалисты, если приходится прибегать к шпионским приемам.
Хотя дело, конечно, не в малой квалификации консультантов. Опросы общественного мнения лишь фиксируют настроения избирателей. Предвыборный марафон высвечивает как сильные, так и слабые стороны партий, борющихся за депутатские мандаты. Голосуют ведь не только сердцем, как призывали на «доисторической» родине, но и головой. Сравнивают, оценивают, анализируют. И по итогам своих размышлений отдают предпочтение той или иной партии. Вот поэтому и меняются результаты опросов, приводя к потере голосов или к их двукратному увеличению.
И тут хоть прослушки ставь, хоть под покровом ночи приникай ухом к двери предвыборного штаба – ничего не изменишь. Избиратели знают, кому они могут доверять.
Марина Горелик