Теперь весь мир узнает, какой техникой пользовался Леонардо да Винчи при создании своих бессмертных шедевров. Целых пять столетий искусствоведы тщетно пытались определить, как именно было создано легендарное полотно, пока один решительный французский художник не открыл метод гения заново.
Жак Франк – довольно спорная фигура в мире искусства, но, тем не менее, он пользуется немалым авторитетом у специалистов по творчеству да Винчи. Франк считает, что ему удалось снять покров тайны с той проблемы, которую знатоки живописи на протяжении пяти веков считали неразрешимой. В нашумевшем бестселлере Дэна Брауна «Код да Винчи» изображение Джоконды трактуется как зашифрованная история 2000-летней давности, раскрывающая секреты Иисуса Христа. Франк же верит, что на самом деле шедевр живописи содержит код иного свойства – пятивековой секрет гения, технику которого до сих пор никто не мог воспроизвести. «С точки зрения техники исполнения, Мона Лиза всегда считалась чем-то необъяснимым. Теперь, думаю, у меня есть ответ на этот вопрос», - говорит Франк.
Леонардо написал свою знаменитую картину в XVI в. на доске из тополя. Большинство мазков кисти, которыми нарисованы ее лицо и руки, настолько малы, что не могут быть визуально отделены друг от друга микроскопом или рентгеновским излучением: это и есть таинственный метод, который сам великий мастер эпохи Возрождения называл «сфумато». Цвет и светотени переходят друг в друга без малейших видимых границ. После многих лет исследований и авторских экспериментов, Франк верит, что он почти сумел воспроизвести метод Леонардо. Он научился работать кистью так, чтобы мазки были очень мелкими, но это все равно не тот результат, которого он хотел добиться. Пока Франк, по его собственной оценке, достиг лишь технического уровня ранних полотен Леонардо. Художник отрицает использование какой-либо современной техники в своих экспериментах.
В этом месяце исследования Франка поддержали официальные учреждения, связанные с искусством. Одна из ведущих художественных галерей мира, музей Uffizi во Флоренции, где выставлена экспозиция работ Леонардо да Винчи, согласилась разместить рядом с шедеврами гения исследовательские работы Франка, а именно 6 таблиц, на которых поэтапно демонстрируется последовательность, в которой Леонардо писал глаз Джоконды. В галерее также выставлены две воссозданные Франком по вновь открытому им методу картины Леонардо, в том числе и «Портрет Святой Анны», выставленный в Национальной галерее Лондона.
Франк, консультант Центра по изучению Леонардо да Винчи в Лос-Анджелесе, считает, что Джоконда была написана в течение нескольких сотен сеансов с помощью техники пересекающихся мазков кисти, каждый из которых длиной всего лишь в четверть миллиметра. Множество слоев жидкой, почти прозрачной масляной краски наносились друг на друга в течение нескольких лет. В итоге, считает Франк, изображение Джоконды состоит приблизительно из 30 слоев краски. Скорее всего, да Винчи начинал работу над полотном с эскиза, а затем наносил основной фон бледно-желтого цвета и далее использовал технику, которую Франк называет «микроразделением»", то есть с помощью мельчайших мазков кисти создавал светотень красноватыми, почти прозрачными тонами. Потом он проходился кистью по затененным местам с помощью особого способа «штриховки», а поверх снова накладывал слой бледной краски, чтобы скрыть отдельные штрихи.
Художник полагает, что для более успешного творческого процесса Леонардо вынужден был стоять у мольберта с кистью в одной руке и с лупой в другой, чтобы иметь возможность увидеть свою тонкую работу. Экспериментатор считает, что его открытие принесет несомненную пользу другим живописцам, которые смогут перенять уникальный метод и включить его в свой творческий арсенал. Однако научиться работать в этой технике достаточно сложно. Франк признается, что на создание копии "Святой Анны" ему потребовалось 3 тыс. часов.