Компьютерные игры могут приносить не только вред, но и пользу – развивать умственные способности человека. Причем на этой особенности некоторых приложений можно неплохо заработать, что и сделали японские компании.
Три интеллектуальные игры, разработанные компанией Nintendo для своих устройств Nintendo DS, за год с небольшим разошлись в Японии тиражом свыше 5 млн копий.
В первой игре этой серии, под названием Dr. Kawashima's Brain Training: How Old Is Your Brain?, игрок ежедневно выполняет ряд упражнений, развивающих ум. В зарядку для ума от доктора Кавашимы входит несколько игр, предназначенных для тренировки ума. Игрок должен решать простые математические задачи, считать людей, входящих и выходящих из дома, рисовать картинки на сенсорном экране Nintendo DS и читать вслух классическую литературу в микрофон устройства. По результатам испытаний игроку сообщается возраст его мозга. В ходе тренировок мозг со временем молодеет, а игрок достигает более высоких рекордов. С момента ее выхода в январе прошлого года было продано около 1.8 млн копий приложения, и эта игра до сих пор находится в десятке самых популярных в Японии.
Но секрет успеха интеллектуальных игр не только в своеобразном игровом процессе. В отличие от других игр Nintendo, основанных на вымысле, таких как Donkey Kong или Mario, здесь все построено на реальных научных данных, а доктор Кавашима действительно является одним из ведущих японских экспертов в области изучения мозга. Доктор Кавашима – выпускник Школы медицины при Университете Тохуку, а сейчас работает в центре New Industry Creation Hatchery Centre при этом же университете. Также он автор двух бестселлеров по тренировке ума, проданных в Японии тиражом свыше 1 млн экземпляров.
Однако Nintendo не монополист на рынке интеллектуальных игр. Компания Upstart Games – разработчик игр для мобильных телефонов – работает над игрой IQ Academy, построенной по мотивам вышедшей в Японии и ставшей хитом в Азии игры для мобильников Right Brain Paradise. В IQ Academy будут измеряться способности игрока к решению различных задач на узнавание и логическое прогнозирование. Затем продемонстрированные игроком результаты будут оцениваться и на их основании будут составляться головоломки для следующего испытания, таким образом стимулируя развитие ума.
Там, где в играх Nintendo применяются сенсорная панель и электронное перо DS, в IQ Academy используется простая система многовариантного выбора. «Преимуществом IQ Academy является то, что для игры не нужно никакого специализированного оборудования, – говорит исполнительный директор Upstart Games Барри О'Нейл. – Практически любой желающий сможет загрузить ее на мобильный телефон и играть».
Хотя волна интеллектуальных игр только приближается к Европе, в Японии уже многие издатели конкурируют с Nintendo, выпуская собственные игры для ума. Так, Sega работает с Кеничиро Моги, старшим научным сотрудником научной лаборатории вычислительной техники Sony, над созданием интеллектуальной игры для портативного игрового устройства Sony PSP. Другая фирма, Bandai Namco, пытается интегрировать игровой процесс своих action-игр серии Point Blank в новую развивающую игру.
В Великобритании вслед за скорым появлением игры от доктора Кавашимы Nintendo планирует выпустить игру Big Brain Academy. В ней по результатам, достигнутым игроком в ходе последовательности тестов, будет определяться вес его мозга. Затем он будет сравниваться с мозгом других великих людей прошлого.
Upstart Games также планирует развивать свою серию игр IQ Academy, предполагая выпустить ее трехмерную версию, в которой игрок сможет попробовать свои силы в решении задач на пространственное восприятие.