Об этом сообщили в журнале Science японский исследователь Акира Фудзивара и его коллеги по миссии Hayabusa. Напомним, в прошлом году этот японский аппарат стал первым в мире, который сел на астероид, чтобы забрать с него образцы породы.
Тогда Hayabusa пережил много необычного. Сблизившись с астероидом Итокава, зонд провел съемку вытянутого 500-метрового «камня» (даже некоторые детали его ландшафта получили имена). Потом его стали преследовать отказы узлов. Далее зонд вынужденно притормозили на последних метрах.
Затем миссию продолжили, но космический аппарат потерял своего робота-десантника. Однако образцы с поверхности Итокавы Hayabusa все-таки взял. Но потом опять оказался на грани провала миссии.
Затем японцы объявили, что осталось неизвестным — попали ли фрагменты астероида в специальный сборщик аппарата, и вообще непонятно даже — когда зонд сможет стартовать к Земле.
Теперь же ученые сообщают, что зонд медленно дрейфует домой, куда должен вернуться в 2010 году. Тогда он сбросит на парашюте капсулу с образцами.
Но уже сейчас специалисты, анализирующие данные, собранные космическим кораблем, рассказывают много интересного. И, в частности, Фудзивара пишет, что ранее изученные вблизи астероиды, по-видимому, есть глыбы твердой скалы, а вот Итокава составлен из свободно уложенных частиц песка, щебня и валунов, которых вместе держит их гравитация. Средняя плотность Итокавы составляет 1.9 граммов на кубический сантиметр.
Если такие астероиды, как Эрос покрыты толстым слоем реголита, у Итокавы такой слой еще находится на стадии формирования, утверждают исследователи.
Эти данные могут пригодиться в будущем, когда мы захотим отклонить или разрушить астероиды, угрожающие Земле. Но, конечно, и эволюция таких тел, сама по себе, представляет большой интерес. Кстати первый открытый тройной астероид — Sylvia — также содержит много пустот.