Ульяновский краевед Сергей Петров утверждает, что легендарный Чебурашка придуман вовсе не писателем Эдуардом Успенским, а позаимствован из Поволжья. Теперь Петров хочет воссоздать истинный образ игрушки. Однако автор Чебурашки настаивает на том, что все права на героя принадлежат ему.
Доценту Ульяновского государственного университета удалось выяснить, что слову «чебурашка», как минимум, 200 лет.
«Оно бытовало в Поволжье в самых разных значениях. Толкования варианта «чебурах» еще в XIX веке записал в своем «Толковом словаре живого великорусского языка" Владимир Даль», - сказал он в интервью BBC.
Раньше так называли круглый деревянный шар, которым заканчивалась бечева у волжских бурлаков. Позднее он стал деталью игрушки, похожей на современную неваляшку.
«Чебурашка - это Ванька-встанька, куколка, которая, как ни кинь ее, сама встает на ноги», - поясняет Петров. Причем, по словам ульяновского краеведа, такие игрушки-чебурашки были достаточно распространены в Поволжье: их делали разного вида, и мужского, и женского.
«А Успенский просто позаимствовал слово у Даля, придумав легенду, что Чебурашка якобы прибыл к нам из Африки в коробке из-под апельсинов и чебурахнулся, поэтому его и стали так называть», - утверждает краевед.
Теперь ульяновцы хотят восстановить истинный образ чебурашки. Они пытаются найти образцы старых игрушек где-нибудь в России или у эмигрантов, покинувших родину после 1917 года. Петров считает, что такой чебурашка может стать прекрасным сувениром наряду со всем известной русской матрешкой.
Сам Успенский не отрицает, что «чебурашка» волжское слово, которое упоминалось Далем. «Да, это местное наречие. Но я о нем первый вспомнил. Разве плохо, что я его вернул» - спрашивает он.
Однако детский писатель против несанкционированного тиражирования игрушки, так как все авторские права на ушастого персонажа принадлежат ему.
«Я не возражаю, чтобы моему Чебурашке дали в Ульяновске новую жизнь, - говорит автор, - но сначала им надо обратиться ко мне за разрешением».
Эти слова Успенского возмутили ульяновцев, которые считают, что нельзя присваивать и делать бизнес на Чебурашке. «Как можно патентовать то, что принадлежит народу, - спрашивает Петров. - Это значит, что теперь колобка и других героев русских народных сказок тоже можно приватизировать».
Дойдет ли спор ульяновского краеведа и детского писателя до суда пока не известно. Однако стороны говорят, что не собираются останавливаться на полпути.