Московский арбитражный суд во вторник признал российскую нефтяную компанию ЮКОС банкротом. Суд открыл конкурсное производство в отношении компании сроком на один год. Суд также назначил конкурсным управляющим Эдуарда Ребгуна, который ранее был временным управляющим.
При введении конкурсного управления с активов компании снимается ранее наложенный арест, а также отзываются все требования, в том числе по уплате штрафов и пеней. После инвентаризации и независимой оценки активов компании они выставляются на продажу с целью погашения долгов.
Согласно российскому закону «О несостоятельности (банкротстве)», в случае, если в ходе конкурсного производства у управляющего появились достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена, то кредиторы могут попросить суд прекратить конкурсное производство и ввести внешнее управление компанией.
Аналитик инвестиционной компании «Тройка Диалог» Олег Максимов заявил агентству Ассошиэйтед пресс, что в таком случае ЮКОС может уцелеть в усеченном виде.
Адвокаты ЮКОСа намерены обжаловать решение суда. Адвокат компании Дрю Холинер заявил, что вердикт суда - это «смертный приговор для компании».
Полагают, что на активы ЮКОСа будут претендовать прежде всего российский газовый монополист «Газпром» и госкомпания «Роснефть». Некоторые наблюдатели считают, что «Газпром», скорее всего, интересуют, как минимум, 20% акций компании «Сибнефть» и словацкая транспортная Transpetrol, а также компания «Томскнефть».
«Роснефть» хотела бы получить нефтеперерабатывающие заводы ЮКОСа, привилегированные акции «Юганскнефтегаза» и оставшиеся нефтедобывающие активы компании-банкрота, считают эксперты.
Дрю Холинер сообщил, что «задача конкурсного управляющего - как можно быстрее распродать активы для погашения задолженности». «У него (конкурсного управляющего) не будет возможности подождать и посмотреть, когда будет хороший рынок», - добавил юрист.
Иск о банкротстве ЮКОСа 9 марта подали 14 западных банков во главе с Societe Generale, выдавших нефтекомпании в сентябре 2003 года кредит в 1 млрд долларов. Позднее банки переуступили право требования остатка по кредиту в размере 482 млн долларов госкомпании «Роснефть». В марте Московский арбитраж ввел в отношении ЮКОСа процедуру наблюдения и назначил временным управляющим Эдуарда Ребгуна. На собрании 25 июля кредиторы отклонили вариант финансового оздоровления, предложенный менеджментом «ЮКОСа», и поддержали Ребгуна, решив обратиться в арбитражный суд с ходатайством о признании компании банкротом и открытии конкурсного производства.
По данным Ребгуна, кредиторская задолженность ЮКОСа, признанная судом, составляет 496 млрд рублей (18.3 млрд долларов), в то время как его активы – 477.146 млрд рублей. Таким образом, даже продажа всего имущества компании не способна удовлетворить требования всех кредиторов, полагает временный управляющий.
Крупнейшими кредиторами ЮКОСа являются федеральная налоговая служба – 353.8 млрд рублей и его бывшая основная нефтедобывающая «дочка» - «Юганскнефтегаз» – 108.786 млрд рублей. В конце 2004 года «Юганскнефтегаз» был продан на аукционе с целью покрытия налоговых долгов ЮКОСа. Его приобрела «Роснефть».
ЮКОС оспаривает законность этих действий и оценку Ребгуна.
Финансовый директор компании Group Menatep - основного акционера ЮКОСа - Тим Осборн заявлял в ходе прошедшего собрания кредиторов, что он по-прежнему считает ЮКОС платежеспособным, и напомнил, что активы компании руководство ЮКОСа оценивает в 37.7 млрд долларов, а задолженность - в 18 млрд долларов.
Параллельно с выдвижением финансовых претензий к нефтяной компании российские власти обвинили в экономических преступлениях и ее основателя Михаила Ходорковского. В мае прошлого года он был приговорен к девяти годам тюремного заключения за мошенничество и уклонение от уплаты налогов. В дальнейшем срок был сокращен до восьми лет. Критики официального курса Москвы утверждают, что это был политический процесс против бизнесмена, осмелившегося критиковать руководство Владимира Путина. Российские власти это категорически отрицают. Кроме того, в деле против ЮКОСа многие видели намерение российского государства взять под свой контроль громадные нефтяные запасы страны.