10 сентября вечером президент Израиля Моше Кацав позвонил председателю кнессета Далии Ицик и сообщил, что 11 сентября подаст в парламентскую комиссию заявление с просьбой разрешить ему объявить себя «недееспособным» на весь день 14 сентября. Раньше предполагалось, что президент попросит разрешить ему «недееспособность» лишь на 2-3 часа, то есть на время церемонии приведения к присяге Дорит Бейниш в качестве председателя Верховного суда (БАГАЦа). Кацав решил не участвовать в церемонии, чтобы предотвратить любые пересуды, которые могут возникнуть впоследствии (ведь может случиться, что он вскоре окажется на скамье подсудимых). Обязанности президента в период его «недееспособности» будет исполнять, согласно закону, спикер кнессета.
13 сентября комиссия кнессета рассмотрит просьбу президента. Она может утвердить или отклонить просьбу, но не имеет права изменить ее смысл. В частности, комиссия не вправе устанавливать срок временной «недееспособности» президента. Кацав может сам присутствовать на заседании, где будет обсуждаться его просьба, либо прислать доверенное лицо. Если комиссия утвердит его просьбу, церемония приведения к присяге нового председателя Верховного суда состоится в кнессете.
Девять членов комиссии кнессета сейчас находятся за рубежом. Пока не известно, сколько из них успеют вернуться в Израиль к 13 сентября.
Трудно предположить, будет ли утверждена просьба президента. По словам высокопоставленных источников в кнессете, «что будет, если через пару недель президенту потребуется рассмотреть просьбу о помиловании? Он что, опять объявит себя «недееспособным» и попросит кнессет утвердить это?»
Многие парламентарии (и среди них и председатель комиссии кнессета Рухама Авраам) считают, что президент должен был сложить с себя полномочия до окончания ведущегося против него расследования, а не объявлять себя «недееспособным» по мере необходимости.
Израильтянам не нужен президент >>
Размышления об Израиле >>