Если и есть событие, которое сильно огорчит посетителей портала ISRAland, то это явно не уход Натана Щаранского из большой политики. Напомним, что человек, некогда возглавлявший «Исраэль ба-алия» на днях заявил Биньямину Нетаниягу о своем намерении через месяц сложить депутатские полномочия, но остаться в «Ликуде». Едва ли подобное завершение карьеры заслуживает эпитета «блестящее», но и пребывание в парламенте в качестве рядового члена небольшой оппозиционной партии вящей славы не добавляет – обратите внимание хотя бы на то, что пресса после выборов практически не вспоминала о нашем герое. Даже его разговор с Нетаниягу стал событием только на один вечер. Правда, и лидер «Ликуда», являющийся также председателем оппозиции, и лидер «Кадимы», он же по совместительству премьер-министр, произнесли теплые слова в адрес Щаранского, открывая зимнюю парламентскую сессию, но выглядело это, скорее, как панихида, чем как пожелание дальнейших успехов.
Но вернемся к голосованию. Вопрос, заданный на этот раз, звучал так: «Какие чувства вызвало у вас сообщение о том, что Натан Щаранский ушел из политики и вскоре покинет кнессет?» На него ответили 6 452 человека, при этом 461 или 7.14% выбрали вариант «А кто такой Натан Щаранский?» Хотя время идет, и герои вчерашних дней уступают место новым кумирам, все же трудно поверить, что так много людей умудрились ничего не слышать о самом знаменитом узнике Сиона и гугу президента Дж. Буша-младшего. Скорее всего, часть из них выразила таким образом свое разочарование деятельностью Щаранского-политика.
Еще одна группа респондентов слышала о нем и, быть может, даже интересовалась когда-то его достижениями, но затем бросила это занятие, как бесперспективное. Другие события и иные люди всецело завладели их вниманием и вот результат: 706 человек или 10.94% из всех предложенных вариантов выбрали «Даже не знал об этом – настолько он мне не интересен».
Вдвое больше респондентов о решении Щаранского слышали, но по здравом размышлении решили, что оно никак не затрагивает их интересов и ничего не меняет в их жизни. Таких было немало и раньше, когда «Исраэль ба-алия» еще не нашла замечательного выхода из финансового кризиса – слиться с «Ликудом». Ведь первая партия репатриантов очень быстро завоевала репутацию «партии пенсионеров», с переменным успехом решающей проблемы только этой группы населения. Об этом, кстати, свидетельствовали и результаты всех опросов, которые проводил ISRAland: партия «Наш дом Израиль», пользующаяся поддержкой людей помоложе, неизменно обходила ИБА, чей «контингент» только начинает осваивать Интернет и оттого существенного влияния на результаты не оказывает. Те, кто еще не достиг столь почтенного возраста и на этот раз высказались о Щаранском без большой симпатии: ответ «Ну, ушел и ушел, мне-то какая разница?» выбрали 1 228 человек или добрых 19.03%.
Далее у нас идут люди, которые решили хоть как-то отреагировать на событие. Ностальгический мотив «Жаль, когда-то он многое сделал для репатриантов» показался наиболее привлекательным 549 респондентам (8.5%). Тех, кто верит, что Щаранский и в последнее время отстаивал права своих дважды соотечественников, оказалось мало – только 392 человека или 6.07% предпочли ответ «Теперь у репатриантов стало на одного защитника меньше». Так немного голосов не набрал ни один из вариантов. Впрочем, чему уж тут удивляться – после всех эпопей со съемным жильем и «наш-контролем», закончившимся появлением в МВД человека по имени Герцль Гейч, о котором говорили, что столь безжалостным к просителям не был ни один из «ненавистников алии» из партии ШАС, рассчитывать на что-то другое было бы странно.
Щаранский уходил из правительства не из-за репатриантов, а из-за поселений. Он выступал против размежеваний, консолидаций и переговоров с недемократическими режимами. Как же оценили его успехи на этом поприще наши читатели? 475 из них или 7.36% ответили «Плохо, теперь правый лагерь станет слабее». Но 2 641 или 40.93% выбрали другой вариант – «Давно пора, он был не лучшим политиком». Ни один из других ответов даже рядом не стоял с таким результатом.
Итак, читатели подвели итог политической карьере человека, некогда совершившего переворот в общественной жизни Израиля, но затем растратившего силы и влияние совсем не на те задачи, решения которых от него ожидали. Говорят, что статьями, который Щаранский когда-то писал в американские СМИ, зачитывалась вся консервативная Америка. Его книга стала настольной у президента Буша. Может быть, публицистика – это и есть его настоящее призвание? Что ж, теперь у него будет время, чтобы вернуться к этому занятию. Может быть, так будет лучше для всех нас…