Микробы Марса, если они существуют, могли сохраниться до наших дней под защитой ледяного моря в экваториальном регионе Элизиум. Так считает Льюис Дартнелл из университетского колледжа Лондона.
Британский ученый построил компьютерную модель, предсказывающую уровень космического излучения на различных глубинах под поверхностью Марса. Он установил, что на первых двух метрах микробы, скорее всего, были бы убиты радиацией. Но глубже — вполне могут процветать.
Между тем в новых миссиях на Марс, таких, как полет американского аппарата Phoenix Mars Lander и европейского ExoMars, глубина бурения никак не превысит двух метров. Так что возможность обнаружения жизни этими роботами становится очень зыбкой.
Напомним, по плану, эти аппараты приступят к работе на Марсе в 2008-м и 2011-м соответственно. Американский зонд сядет в районе северного полюса (рискуя угодить на валуны, кстати), а вот куда отправят европейца — пока неясно. Не исключено, что в область, богатую глинами.
Дартнелл же полагает, что самое интересное место на Марсе в плане поиска жизни – это большое (800х600 километров) ледяное море, открытое в начале 2005-го. Его паковые льды — это прекрасная защита от радиации. К тому же — лед проще сверлить. Хотя и в этом случае желательно было бы пробурить куда больше двух метров. Но, пожалуй, не несколько сотен, как пессимистично предположил один американский профессор.
Тут необходимо сделать ряд пояснений. О том, что на Марсе, возможно, была жизнь и не исключено, что существует сейчас, ученые говорят очень давно, опираясь на целый ряд признаков (вроде метана и аммиака в атмосфере). Есть предположения, что микробы на Марсе могли бы выжить и на поверхности, несмотря на радиацию, о которой так беспокоится Дартнелл. Во всяком случае, некоторые земные микробы способны на такой подвиг.
Есть даже предположения, что марсианскую жизнь уже находили. И не раз. Ее могли обнаружить, но не распознать, «Викинги» свыше трех десятилетий назад. Ее следы находили в марсианских метеоритах, в частности, одно из таких открытий было сделано в прошлом году. Но споры вокруг интерпретации этих данных не утихают.
Однако если найти живых микробов не удастся, обнаружение хотя бы окаменелостей, отдельных белков или фрагментов ДНК уже будет сенсацией. Последние, как доказано, вполне способны сохраниться в марсианских минералах.