Ответ на этот, один из самых существенных на сегодняшний день вопросов – стремятся ли евреи к единству (и насколько сильно их стремление) – был дан во время состоявшегося в Музее Диаспоры двухдневного семинара, проведенного Международной школой по изучению еврейского народа. И ответ однозначный: да, невзирая на все различия и принадлежность к разным общинам и направлениям в иудаизме, все мы стремимся в конечном счете укрепить свое единство. И готовы многое сделать для этого, не жалея ни сил, ни времени, ни денежных средств. Неслучайно в появлении нового учебного центра приняли участие самые известные государственные и общественные деятели, представители лучших вузов страны, писатели и культурологи. А средства на работу центра поступили из фонда НАДАВ, возглавляемого Леонидом Невзлиным, который одновременно является председателем Попечительского совета Музея диаспоры.
Многих сегодня беспокоит разобщенность израильтян. Многие тревожатся о будущем наших детей, которые зачастую не в состоянии правильно себя идентифицировать в израильском обществе. В происходящем следует, наконец, серьезно разобраться, определить наши уязвимые места и выработать единую стратегию. Именно с этой целью для участия в академическом семинаре, посвященном образу жизни евреев (как неотъемлемой составляющей существования всего народа в целом), были приглашены в Музей диаспоры ведущие ученые, преподаватели вузов, лучшие лекторы колледжей по переквалификации учителей...
Уже первые выступления в рамках семинара свидетельствовали о том, насколько нелегкую проблему предстоит решать всему израильскому обществу. Ученые - профессор Гидон Шимони, а также Моше Ицхаки, Гили Зиван, Михаэль Мармур представили вниманию собравшихся различные модели (национально-религиозную, модели Эхад ха-Ама и Бердичевского-Бренера, а также реформистско-консервативного иудаизма), согласно которым евреи как в Израиле, так и в галуте – по-разному идентифицировали свою принадлежность к народу Книги. Выступление госпожи Сиван Мас из организации "Новая семья", представившей модель светского гуманистического иудаизма, вызвало особое оживление собравшихся, поскольку выступившая отрекомендовалась... равом – что все еще является непривычным для еврейского самосознания...
Программа двухдневного семинара включала доклады и многочисленные, напряженные, хотя и выдержанные в духе политкорректности, дискуссии. Разумеется, основной накал страстей пришелся на последний семинарский день, когда за "круглым столом"встречались участники семинара и специально прибывшие из Нью-Йорка представители еврейской федерации. Цель визита американских единоплеменников – координация усилий в борьбе за еврейский характер нашего народа...
А вечером первого дня семинара перед участниками выступили артисты беэр-шевского театра с отрывками инсценировки по книге "Кибуц L.A." профессора Наамы Цабар бен Иегошуа (которая также вела семинар). Сюжет спектакля никого не мог оставить равнодушным: в истории одной израильской семьи, попытавшейся адаптироваться в Америке, автор, а вместе с ней и читатели (зрители) смогли увидеть печальную судьбу тех евреев, которые утратили связь с родной почвой...