Еврейская община Италии возмущена утверждениями, встречающимися в книге израильского историка – о том, что антисемитские мифы об использование евреями христианской крови могли быть порождены убийствами христиан, которые совершали иудеи. Автор – 65-летний раввин Ариэль Тоафф преподает историю средних веков и Возрождения в университете Бар-Илан. Его труд Pasque di Sangue – «Кровавая Пасха» посвящен исследованию навета об использовании крови для приготовления мацы на Песах.
Как сообщает информационное агентство Associated Press, евреи Италии негативно восприняли книгу еще и потому, что ее автор – сын главного раввина Элио Тоаффа, который около двух десятилетий назад приветствовал Папу Римского Иоанна Павла II, посетившего синагогу в Вечном городе, что в итоге привело к улучшению отношений между католиками и иудеями.
«Кровавый навет» был опровергнут историками, но все еще остается одной из самых популярных тем в современной антисемитской литературе. В своей книге Тоафф цитирует признания евреев, обвиняемых в ритуальном убийстве. Ряд ученых – иудеев и католиков осудили эту работу, говоря, что не следует доверять признаниям, сделанным под пыткой. Но, по мнению автора, единичные случаи расправы над христианами все же могли иметь место – как месть за массовые расправы, преследования и принудительное крещение, которому подвергались немецкие евреи во времена первого крестового похода (1096 год).
По его мнению, эти убийства были «инстинктивными действиями, когда невинные дети становились жертвами любви к Богу и мести». «Их кровь пала на алтари Бога, который иногда медлил защищать и карать», - написал историк в предисловии к своей книге.
После того, как в четверг, 8 февраля, «Кровавая пасха» поступила в продажу в Италии, ряд историков заявил, что «совершенно недопустимо использовать признания, полученные под пытками столетия назад, чтобы делать столь эксцентричные и антинаучные выводы». В связи с этим на следующий день в интервью Associated Press Тоафф заявил, что его работа была неверно понята – он не намеревался доказать, что ритуальные убийства действительно происходили. «Я полагаю, что такого никогда не случалось, - сказал он. - Нет никаких доказательств, что евреи действительно делали это».
Вместе с тем, добавил Тоафф, признания под пытками могли содержать долю истины – например, когда обвиняемые говорили, что молитвы, читаемые на Песах, имели антихристианскую направленность. Песах – праздник освобождения из египетского плена при этом превращался в метафору освобождения из рук христиан, подвергавших иудеев жестоким преследованиям. По мнению Тоаффа, христиане узнали об этом от крещенных евреев и эти сообщения оказались той почвой, на которой взошел «кровавый навет».
В своей работе Тоафф сосредотачивается, главным образом, на рассмотрении одного из дел о «ритуальном убийстве». В 1475 году в городке Тренто на северо-востоке Италии был убит 2-летний мальчик по имени Симон. Его тело было найдено перед Пасхой в канале около одного из домов, где жили евреи. После этого все иудеи, обитавшие в городке, включая женщин и детей, были арестованы и подвергнуты пыткам. Девять евреев подписали признания, после чего были сожжены или обезглавлены.
Симон был канонизирован столетие спустя, но в 1965 году, когда католическая церковь заново расследовала это дело и пришла к выводу, что евреи не совершали приписываемого им преступления, его вычеркнули из списка святых.
Университет Бар-Илан пока никак не прокомментировал появление книги Тоаффа. Представители администрации сообщили, что намерены потребовать от автора объяснений после того, как он вернется в Израиль.