Многие проблемы внешней политики вызваны тем, что государственные лидеры увлекаются изобретением емких и красивых формулировок, которые призваны максимально доступно объяснить ситуацию обществу. Однако с помощью афоризма невозможно описать все тонкости проблемы. В результате, политики и государства оказываются заложниками собственных слов.
Этот вывод сделали Стивен Харпер (в прошлом, высокопоставленный сотрудник Госдепартамента США, ныне преподающий в британском Кембриджском Университете) и Джонатан Кларк (в прошлом британский дипломат, ныне работающий в американском исследовательском центре Cato Institute), которые опубликовали книгу «Тишина Рационального Центра».
По мнению Харпера и Кларка, государственные мужи ныне предпочитают не заниматься тщательным изучением возможных вариантов развития событий, а находятся в вечном поиске очередной «Большой Идеи», которую можно сформулировать с помощью пяти и менее слов. Свою лепту в этот процесс вносят средства массовой информации, которые предпочитают цитировать и транслировать трескучие фразы, вместо длинных и часто малопонятных дилетантам объяснений. Этот феномен далеко не нов.
США неоднократно попадали в плен к подобным формулам. К примеру, в конце 1940-х годов появилась «теория домино», о которой первым сообщил президент США Гарри Трумэн. Суть теории заключалась в следующем: слабые страны обречены следовать примеру или подвергаться влиянию сильных соседей, что может привести к изменению общественного строя. На основе этой формулы, Трумэн предположил, что Греция и Турция могут в скором времени стать коммунистическими, что, в свою очередь, может стать началом «цепной реакции» советизации Европы и Ближнего Востока. Трумэн предоставил Турции и Греции масштабную американскую помощь, чтобы предупредить этот процесс. Впоследствии «теорию домино» припоминали и иные президенты США. Так, например, объяснялись политика США в Юго-Восточной Азии (с 1954 года по 1973-й), а в 1980-е годы - политика в Центральной Америке.
Нынешний президент США Джордж буш в 2004 году обогатил коллекцию политических афоризмов фразой «свобода на марше». Подобным образом он описал свержение режима Саддама Хусейна и начало демократизации Ирака, которая должна стать первым шагом для демократизации всего Ближнего Востока.
Сведение сложнейших процессов к простым афоризмам, не является исключительно проблемой политиков, поскольку фразы, овладевавшие массовым сознанием изрекали и люди, не имевшие никакого отношения к власти, а зачастую, и находившиеся в оппозиции к ней. Авторы исследуют множество примеров такого рода. К примеру, после терактов 11 сентября 2001 года стал крайне моден термин «столкновение цивилизаций», с помощью которого периодически иллюстрируют конфликт между Западом и миром ислама. Эта фраза стала известной благодаря одноименной статье (правда ее заголовок заканчивался вопросительным знаком), которую в 1993 году опубликовал политолог Сэмюэль Хантингтон (позднее он выпустил одноименную книгу). Хантингтон доказывал, что конфликты будущего будут обусловлены не политическими или экономическими противоречиями государств, а несхожестью их культурных и идеологических основ. Хантингтон разделил мир на 14 цивилизаций, которые, по его мнению, в силу собственной непохожести, обречены на периодические конфликты, более или менее острые. Справедливость теории Хантингтона у большинства специалистов вызывает большие сомнения, однако для многих людей она стала не просто истиной в последней инстанции, но и руководством к действию.