Мексиканский фотограф Родриго Мойя опубликовал в газете La Jornada небольшой рассказ, способный решить одну из загадок, уже несколько десятилетий не дающих покоя литературоведам по всему миру: за что же все-таки перуанец Марио Варгас Льоса дал в глаз колумбийцу Габриэлю Гарсии Маркесу в феврале 1976 года.
Как утверждает Мойя, сопровождая свой рассказ фотографией Маркеса, сделанной всего через два дня после инцидента на кинопремьере в Мехико, великий колумбийский писатель сам признался ему, что речь, скорее всего, идет о семейных делах Варгаса Льосы.
Биографы и раньше полагали, что дело не обошлось без жены перуанского писателя Патрисии - подозревали даже ее роман с Маркесом, - однако оказалось, что дело - в совете, который Маркес дал Патрисии. Он предложил ей развестись с Марио, намекая на его внебрачные связи. После того, как об этом узнал Варгас Льоса, он при первой же встрече вместо приветствия встретил Маркеса хуком справа, разбив ему левый глаз.
Литературоведы считают объяснение очень правдоподобным, однако не исключают, что это лишь часть правды - скорее всего, Варгас Льоса еще и завидовал успехам Маркеса, которые уже через шесть лет принесли последнему Нобелевскую премию по литературе.