В иерусалимском Музее Израиля открылась выставка "Сюрреализм и не только", на которой представлены работы художников-сюрреалистов, их предшественников - дадаистов, а также современных мастеров, испытавших влияние этого течения в своем творчестве. Публике представлены 250 произведений из обширнейшей - 1200 работ - музейной коллекции дада и сюрреализма, основу которой составляет шедрый дар Веры и Артуро Шварца. Живопись и скульптура, коллажи и фотомонтаж, ready-made-объекты и фильмы таких классиков, как Жан Арп, Сальвадор Дали, Поль Дельво, Марсель Дюшан, Макс Эрнст, Рене Магритт, Хуан Миро, Мэн Рей соседствуют здесь с инсталляцией американского художника Марка Диона, созданной специально для выставки.
Экспозиция состоит из нескольких разделов. "Автоматизм и его эволюция" - работы, созданные по принципу автоматического письма; "Страсть" - неосознанные сексуальные желания и страхи, воплощенные в работах, сочетающих юмор, провокативность и элементы садизма; "Иллюзии и сновидения" погружают нас в мистический мир ирреальных пейзажей; "Биоморфизм и метаморфозы" позволяют проследить превращения и изменения персонажей в работах сюрреалистов; "Удивительные сопоставления" показывают, как из предметов повседневной жизни и самых обычных материалов создаются интереснейшие произведения искусства.
Выставка (она продлится до августа) и ее каталог дают широкий обзор этих течений, демонстрируя средства и способы художественного выражения дадаистов и сюрреалистов - рисунки, скульптуру, готовые изделия, фотографии и фильмы.
Дадаизм - революционное литературно-художественное движение, возникло в 1916 году в Цюрихе под влиянием катаклизмов первой мировой войны. Дадаизм стремительно распространился в художественных кругах Берлина, Ганновера, Кельна, Парижа и Нью-Йорка. Его целью был подрыв общепринятых норм, адаптация революционных идей и художественных методов, которые должны были выразить иррациональные стороны души человека. Сторонники дадаизма последовательно стремились разрушить границы между человеком и искусством и потому широко применяли в своих творениях технологические новинки того времени - радиопередачи, кинематограф, товары промышленного производства. Дадаисты пытались разрушить традиционный язык рисунка, пользуясь разнообразными коллажами, конструкциями, фотомонтажом, аппликациями из газетных вырезок, по-новому переосмысливая отношения искусства с реальностью. Они изобрели ready-made - "реди-мейд", то есть готовое изделие массового производства, выставленное в качестве произведения искусства. Но зачастую их работы воспринимались как антихудожественные и нигилистические. "Реди-мейды" одного из столпов дадаизма Марселя Дюшана зачастую ставили под вопрос существование самого понятия "вкус". Тем не менее работы Дюшана оказали огромное влияние на все современное искусство.