40-летию борьбы евреев бывшего СССР за репатриацию Музей диаспоры "Бейт ха-Тфуцот" посвящает выставку, которая откроется 30 октября 2007 года
Подготовка к юбилейной выставке "Еврейское сопротивление: национальное движение в СССР 1967-1989" сегодня в самом разгаре. В июне весь еврейский мир отметил сороковую годовщину знаменательной победы Израиля в шестидневной войне. Для многих советских евреев это событие послужило решающим толчком к обретению национального самосознания, породило стремление уехать в Израиль.
Но путь на "землю обетованную" оказался трудным и очень опасным. Потребовались годы изнурительной борьбы за свободный выезд, отнявшие у многих активистов жизнь и здоровье. В то время когда пассивное, навсегда напуганное большинство дружно голосовало "за", с ужасом шарахаясь от всего, что не вписывалось в систему, нашлись люди, не испугавшиеся репрессий советских властей.
Это они хранили и распространяли самиздатовскую литературу, проводили подпольные семинары и праздники, выходили на демонстрации. Им грозили самые суровые приговоры суда, их клеймили в советских СМИ, но они не сломались. И в том, что большая алия начала 90-х все-таки состоялась, есть немалая заслуга узников Сиона и отказников.
Многие из этих героев не стремились к "паблисити". Они сделали то, что считали нужным, после чего ушли "в тень", продолжая вести самую обычную жизнь. И очень немногие репатрианты последней волны, а также уроженцы страны, особенно молодые, знают о том, что на самом деле происходило в бывшем СССР в 60-80-х годах. В преддверие 40-летнего юбилея была сформирована общественная комиссия во главе с недавно избранным председателем совета директоров Музея диаспоры Натаном Щаранским.
Новая выставка, которая откроется в октябре, станет важным связующим звеном в цепи многочисленных, ярких и запоминающихся событий. Она призвана не только восполнить пробел, который образовался в сознании многих из нас, но также воздать должное героям сопротивления тоталитарному советскому режиму. Среди иницииаторов выставки – герои сопротивления тоталитарному режиму Аба Таратута и его единомышленники…
В экспозициях будет уделено внимание самым мельчайшим деталям, собраны и представлены воспоминания участников тех исторических событий. Посетители смогут обнаружить редкий статистический материал о сложном и противоречивом периоде в жизни советского еврейства, о его положении, образе жизни. Неизбежно будут затронуты и страницы более ранней истории 1944-1966 годов.
Особенно важный раздел – участие в этой борьбе еврейских организаций, мировой общественности, зарубежных правительств, без поддержки и нажима которых не была бы достигнута столь впечатляющая победа над советским режимом...
Борьбе советских евреев за выезд был посвящен и трехдневный семинар, организованный для израильских педагогов в Музее диаспоры в рамках Международного центра по изучению культурного и исторического наследия еврейского народа. Центр, созданный фондом НАДАВ, возглавляемым председателем попечительского совета музея Леонидом Невзлиным, в качестве одной из главных целей выдвинул задачу изучения происходящих в еврейском мире процессов и восстановления тех пробелов в еврейском образовании, которые в последнее время стали абсолютно очевидны для всех. Семинары, организованные Центром и лучшими научными силами страны, пользуются популярностью у израильских педагогов: тема советских диссидентов интригующая и неизведанная... Не сухие слова, но реальные картинки из истории, способные украсить любое школьное занятие, заставив юных израильтян задуматься и лучше понять этих странных "русских"...
Последний семинарский день в Музее диаспоры прошел особенно ярко. Перед учителями выступили те, кто имел непосредственное отношение к диссидентской борьбе в СССР. Выступление в прошлом заместителя мэра Иерусалима Ларисы Герштейн вызвало огромный интерес у израильских педагогов. Лариса исполняла песни отказа, и с особой, присущей ей артистичностью, вопроизводила сцены из далекого уже прошлого - например, когда ее, студентку, недавно ставшую мамой, продержали в КГБ ровно сутки в нечеловеческих условиях...
- Но что значили эти переживания по сравнению со страданиями тех, чьи имена были столь ненавистны советским властям, и кто мучился в советских тюрьмах? Израильские учительницы заулыбались, когда Лариса упомянула, что репатриируясь, привезла в Израиль пару чужих серег (вывоз ювелирных украшений был сильно ограничен), сетку-авоську, в которой лежала Тора, и детский ночной горшок...
Лариса Герштейн вспомнила и старого друга - любимую всеми, скромную и бесстрашную Рейзу Палатник, сидевшую за распространение самиздатовской литературы (в том числе – "Реквиема"!). Говоря об уже покойной Рейзе, Герштейн рассказала, что все предпринимаемые попытки присвоить имя этой героини одной из улиц Иерусалима наталкивались на сильнейшее сопротивление израильских властей.
Дорин Гейнсфорд – из "Комитета 35", участвовавшая в Англии в акциях за освобождение заключенной Палатник, вспомнила, как она, элегантная, ухоженная Дорин – консультант фирмы Диор – в ходе демонстраций протеста просто укладывалась на тротуары.
- А лозунги я иногда писала на шарфе, который прятала на груди. И в нужный момент просто доставала из-за пазухи. Вот так...
И неожиданно для участников семинара она запустила руку в декольте и вытащила крупно исписанный белой краской черный шарф.
Обе они – в прошлом англичанка Гейнсфорд и экс-советская подданная Герштейн, участники давних, но незабываемых событий, – не случайно встретились ныне в Израиле, чтобы рассказать о том, чему сами были свидетелями, о чем поведает вскоре выставка в Музее Диаспоры.