Наше общество, как, впрочем, и любое другое, живет, мыслит и действует по заданным в нем стереотипам. Стереотипы, возможно, противоречат один другому, тогда каждый выбирает тот, который ему больше по душе. Но, в любом случае, общественное сознание формируется под влиянием сложившихся социальных норм, которые, по сути, и есть те же стереотипы.
Человек, который пытается выйти за рамки этих норм, разрушить устоявшиеся стереотипы, становится либо преступником, либо юродивым, либо «оригиналом». Преступника общество наказывает, от юродивого оно просто снисходительно отворачивается, а «оригинала» - начинает считать опасным «чужаком», претендующим на устои общества.
Одно из определений моды гласит: «Мода – это процесс социального конструирования границы между модной и немодной частями социального пространства и, соответственно, между модными и немодными людьми, находящимися в них. Здесь действует совершенно иная логика выбора. Эти две части социального пространства идентифицируются их участниками с помощью категорий МЫ и ОНИ».
Иными словами, МЫ – это общество стереотипов, а ОНИ – это группа смельчаков-«оригиналов», готовых эпатировать общество, зачастую, в ущерб своему имиджу.
Во времена отцов-основателей нашего государства пионерами заселения Земли Израиля были типичные представители «оригиналов» в еврейской среде заскорузлого «галутного» мышления (ивр. галут – диаспора). Помимо новой и смелой сионистской идеологии эти пионеры начали «процесс конструирования», о котором шла речь выше. Этот процесс затронул все сферы социального поведения – от отношения друг к другу до манеры одеваться. Уже более ста лет израильтяне придерживаются моды, созданной халуцим (ивр. халуцим – пионеры, первопроходцы): это шорты, сползающие до половины ягодиц, рубашка с короткими рукавами и с расстегнутой верхней пуговицей, широкие платья с подолом, подметающим землю и т. п. Одним словом, моды, в которой главным для израильтян является удобство, отчего создается впечатление небрежности в их манере одеваться.
Собственно говоря, это ощущение подтверждает очередной опрос, проведенный порталом ISRAland, в котором читателям был задан вопрос, как они оценивают манеру израильтян одеваться. 51,11% ответили, что для израильтян присуща небрежность в одежде, а еще 31,23% сказали, что главное для израильтян в одежде – удобство, а не мода.
Таким образом, абсолютное большинство читателей портала выказали отношение к израильтянам в соответствие с теми стереотипами, которые господствуют в русскоязычной общине Израиля. Оставшиеся проценты распределились следующим образом: 13,16% ответили, что пренебрежение к одежде – является для израильтян проявлением свободы, и у 2,89% нет собственного мнения по этому поводу. А вот, к сожалению, всего 1,59% опрошенных оказались теми «оригиналами», которые не постеснялись сказать, что израильтяне одеваются со вкусом. Ибо за последние пять лет фэшн-индустрия Израиля стала известна всему миру. Обложки мировых глянцевых журналов Elle, Vogue, Marie Clair украшают модели тель-авивского дизайнера Дорин Франкфрут. Фотографии и рекламные клипы израильской манекенщицы международного класса Бар Рафаэли (на фото) обсуждают западные телеканалы и радиостанции. Хорошо знакомый лейбл Maid in Israel сети магазинов Сastro уже давно завоевал популярность во многих странах. То есть мода в Израиле есть, ее надо только увидеть, отказавшись от стереотипа, что в «Израиле нет культуры» и «все израильтяне – быдло». Это так похоже на стереотипы, господствующие в среде ивритоговорящих израильтян: «в России все алкоголики» и «Все репатриантки из СНГ – проститутки».
А ведь для того, чтобы освободиться от подобного рода стереотипов надо всего лишь чуть-чуть стать оригинальнее и… смелее.