Все люди любят возвращаться в прошлое – листают альбомы с пожелтевшими снимками, просматривают семейные хроники, ведут дневники и… снимают фильмы о днях давно минувших. Видимо, это естественное человеческое желание – остановить мгновение, взглянуть на себя и на мир "вчера", и стало основой трилогии британского мэтра документалистики Майкла Аптеда. Его проект "seven up" был задуман как наблюдение за британскими обывателями с семилетним перерывом. Проект развился, перерос самого себя и границы, задуманные автором вначале. Причем выход "за рамки" произошел в буквальном смысле, поскольку из Англии "seven up" перекочевал в другие страны.
В далеком 1989 году английская студентка-славистка Джемма Джапп сидела в лондонском офисе телекомпании "Гранада" перед огромной картой СССР. Начинался ее первый рабочий день на проекте "7 лет спустя - советская версия", запущенном совместно британской "Гранадой" и телекомпанией "Останкино". Официально классовой системы в СССР не было, и для советской версии "Семи лет спустя" нужен был лейтмотив.
В 1989 году сверхдержава находилась на грани необратимых перемен: британские телевизионщики, профессиональным чутьем уловившие грядущие политические и социальные катаклизмы, решили сфокусировать проект на диковинках советской демографии. Когда география проекта была определена, продюсеры отправились в СССР встречаться с режиссером - их предложение принял молодой документалист из Свердловска, Сергей Мирошниченко, восходящая звезда советской документалистики, обладатель гран-при в Оберхаузене и национальной кинопремии "Ника". Во время путешествия по СССР Джема Джапп сполна успела вкусить прелестей советской унифицированности: "На съемках мы жили в городских гостиницах и ужинали в лучших, часто единственных в городе, гостиничных ресторанах, и мне казалось, что и в Бишкеке, и в Иркутске, и в Ярославле в ресторанах сидели одни и те же люди, играла одна и та же музыка и подавали одну и ту же еду! И куда бы вы не летели самолетом "Аэрофлота", в какую бы дальнюю точку СССР, - меню на всех рейсах было одинаковое!"
Сериал продолжился, как и было запланировано, изобразив 14-летних подростков, вчерашних семилетних героев, а позже – и почти взрослых 21-летних юношей и девушек, уже живущих в семи разных государствах. В этом есть что-то схожее с фантастической машиной времени: отображение государства, политики и психологии глазами подрастающих детей, изменениями в их внешности, их развитии и их представлении о жизни.
Вот как представил совместную работу над сериалом один из авторов российско-британского проекта, режиссер Сергей Мирошниченко: "Представляете, если бы существовал кинематографист, который мог бы заснять распад Римской империи. И через жизнь простых людей в разных концах империи показать, что происходило и с империей, и с конкретным человеком. Я думаю, мне очень повезло! Я зафиксировал одновременно и жизнь людей, и то, что происходит с самой империей в момент распада..."
Зрители канала yes Радуга (кнопка 180) смогут увидеть трилогию "Рожденные в СССР" по воскресеньям, начиная с 7 октября, в 19:50. Вторая и третья серии будут транслироваться 14 октября ( в 19:30) и 21 октября ( в 19:45).