В феврале в Тель-Авивском Центре сценических искусств нас ждет встреча с балетом «Щелкунчик», поставленным Израильским государственным балетом под руководством Берты Ямпольской. Бессмертная сказка Гофмана "Щелкунчик и мышиный король", написанная аж в 1816 году, до сих пор остается настоящей классикой детской литературы, а прекрасная музыка Петра Чайковского придает ей еще больший, сказочный ореол. Впервые балет по «Щелкунчику» поставили в 1890 году, и с тех пор эта сказка не сходит с лучших балетных сцен мира.
Эта любимая многими поколениями сказка эпохи романтизма о волшебном мире детства, наполненная яркими красками и подлинными чудесами, это страна замысловатых игрушек, затейливых пряников, конфет и удивительных историй, это произведение об извечном противостоянии добрых и злых сил и о победе прекрасных чувств. Это трогательный музыкальный рассказ о чуде, в которое стоит лишь поверить и оказаться достойным его. Это загадочная история любви, происходящая в придуманном мире снов, где игрушечные солдаты оживают и вступают в борьбу с гигантскими мышами, где деревянная кукла превращается в принца, а сон – в любовь. Это взрослая ностальгия по всему невозможно-воможному и детское восхищение красками волшебного сна.
«Щелкунчик», с первого взгляда детская сказка, поднимает немало очень взрослых проблем, задает совсем непростые вопросы. Помните момент, когда Крестный Дроссельмейер дарит детям советника медицины Штальбаума чудесный замок с движущимися фигурками кавалеров и дам? Дети восхищены подарком, но однообразие происходящего в замке им вскоре надоедает. Они просят крестного сделать так, чтобы человечки заходили и задвигались как-нибудь по-другому. «Этого никак нельзя, — возражает крестный, — механизм сделан раз и навсегда, его не переделаешь». И сразу предстает перед нами мир детства с его верой в невозможное, отсутствием рамок и верой в безграничные возможности человека, в то время как для «серьезных», взрослых людей мир сделан раз и навсегда, и они, по выражению маленького Фрица, просто «заперты в доме».
Против этих «запертых в доме» и выступает Мари, девочка, непохожая на других. Она видит мир, невидимый другим героям. Простые взрослые объяснения всем чудесам приводят ее в отчаяние, и она отвергает их - иначе для нее исчезнет вся красота жизни. Жить без веры в неожиданное, фантастически-прекрасное для Мари неинтересно и бессмысленно.
«Щелкунчик» – история последней ночи детства и рецепт того, как переделать тот самый «невидимый механизм», чтобы он работал не по заданной программе, а следуя желаниям и мечтам его владельца. Это та самая волшебная сказка, которая доставит удовольствие и детям, и взрослым, ведь каждый увидит в ней что-то свое…
В израильской версии знаменитого балета мы увидим не только взрослых артистов, лучших танцовщиков нашей страны, но и новую смену: учеников школы, вот уже четвертый год действующей при Израильском государственном балете.