Многие считают, будто бы в Израиле "нет балета". Дескать, страна у нас маленькая и молодая, живем мы в постоянном напряжении, а потому нам не до высокого искусства. Это совсем не так, считает известный московский критик и либреттист Александр Максов, который приехал в нашу страну по приглашению труппы Израильского государственного балета.
Страна, в которой существует при такой небольшой численности населения несколько балетных трупп, включая классическую, исполняющую сложнейшие постановки и располагающую танцовщиками такого высокого уровня, давно пора причислить к списку балетных держав. Во всяком случае, это никак не периферия, уверен Александр Максов. Вместе с ним в наши палестины прибывает солист Большого театра Андрей Евдокимов, который исполнит партию Ромео в намеченных на 18-20 февраля спектаклях балета "Ромео и Джульетта". Ему предстоит заново выучить роль, поскольку израильская версия знаменитого балета Сергея Прокофьева в постановке художественного руководителя Израильского государственного балета Берты Ямпольской отличается от других редакций.
"Я был приятно удивлен, увидев насколько сложна и органична хореография Берты Ямпольской. Ей свойственна абсолютная логика хореографического мышления, - сказал Александр Максов. - Андрей сейчас учит роль по видеозаписи, а это нелегкая задача! Во-первых, все видится в зеркальном отражении, во-вторых, многие вещи приходится домысливать". У артиста, однако, будет несколько дней в Израиле, чтобы довести свою партию до совершенства и влиться в ансамбль Израильского государственного балета.
В наше время, считает Максов, немногие хореографы берутся за постановки "полнометражных" балетов, ибо это непростая задача. "Именно поэтому в современном балете так популярны короткие бессюжетные постановки, не требующие от хореографа театральной режиссуры, умения раскрывать конфликты и философствовать на вечные темы, - убежден он. - В израильской версии "Ромео и Джульетты" все это есть, и удивительно, насколько это оказалось близким к эстетике русской балетной школы".
В 21 веке, веке высоких технологий и скоростей, балет меняет свое обличье. "Раньше балетоманы могли прийти на один акт, чтобы посмотреть, как тот или иной танцовщик исполняет вариацию, - рассказывает Александр Максов. - В прежние времена балеты были длинными, у зрителя было время, а теперь публика идет в театр после работы, поэтому все балетные постановки сокращаются. Скажем, у Лавровского "Ромео и Джульетта" исполняется в трех актах. Несмотря на то, что версия Берты Ямпольской несколько короче, ей удалось не только сохранить все основные сюжетные и танцевальные линии, но и сделать по-настоящему яркий и запоминающийся спектакль".
Александр Максов не поскупился на комплименты солисту, который будет танцевать в "Ромео и Джульетте".
Солист Большого театра Андрей Евдокимов - "наследственный танцовщик", его отец был в 70-80 годы ведущим солистом в Ленинградском Малом театре оперы и балета, мать тоже балерина. У него прекрасная школа, он закончил знаменитое Вагановское училище, танцевал в Кировском, потом в студии Григоровича при Большом театре и там сделал замечательную карьеру... "Это удивительный артист, ему приходилось несколько раз начинать сначала, но он никогда не падал духом, - говорит Максов. - Был период, когда ему не давали танцевать большие партии, но сейчас он вновь исполняет в Большом главные роли, ведет спектакли, его упорству и оптимизму можно только позавидовать. Для меня он интересен тем, что в нем удивительно сочетаются юношеская внешность и обаяние с обостренным нервом на сцене, безупречным чувством позы и жеста. Ему свойственна взволнованность в танце, этому невозможно научить, с этим нужно родиться. На сегодняшний день он лучший, на мой взгляд, исполнитель роли Джеймса в "Сильфиде", великолепный принц в "Щелкунчике" и абсолютно непревзойденный в сложнейшем "вставном па-де-де" в "Жизели", партии, которая традиционно считается "молодежной".
Партнершей Андрея Евдокимова будет молодая солистка Израильского государственного балета Анна Костанян. Это ее первый сезон в составе труппы, которой руководит Берта Ямпольская. Анна окончила Ереванское хореографическое училище, класс Армена Григоряна, в 2006 году, год танцевала в Ереванском государственном театре оперы и балета, а прошлой осенью подписала контракт с Израильским государственным балетом.
Александр Максов уверен, что израильский зритель по достоинству оценит спектакль Израильского государственного балета "Ромео и Джульетта". Представления состоятся в тель-авивском Центре сценических искусств 18, 19 и 20 февраля.