Мировая печать широко комментирует свержение режима президента Аскара Акаева и приход к власти в Киргизии местной оппозиции. Выходящая в Лондоне либеральная газета Independent, в частности, пишет:
Здесь ясно прослеживается эффект домино: серия мирных революций снизу началась в Грузии, а затем через Украину перекинулась на территорию Центральной Азии. Однако неясно, готов ли Запад воспринять свержение президента Аскара Акаева с таким же ярко выраженным энтузиазмом, с каким он встретил смену власти в Грузии и на Украине.
В Москве, так же, как и в Вашингтоне, опасаются, что свержение диктатора, который был дружен с ними обоими, дестабилизирует регион. Конкретно, они озабочены тем, что образовавшимся вакуумом власти и хаосом могут воспользоваться в своих интересах уцелевшие талибы, сторонники "Аль-Каиды" и другие исламские радикалы. Однако важно, чтобы эти опасения не затмевали более важного момента, а именно, что демократия – это благо даже для тех районов мира, где она может наступить неожиданно или совсем некстати.
Консервативная лондонская газета Daily Telegraph так комментирует эту тему:
Несмотря на то, что Киргизия является отдаленной центральноазиатской республикой, она находится в центре американских, китайских и российских интересов в контексте войны против терроризма. Вслед за Грузией и Украиной, Киргизия стала очередной бывшей советской республикой, где долговременный правитель был свергнут в результате допущенных на выборах манипуляций. Во всех трех случаях Россия тщетно пыталась сохранить статус-кво.
Усиление киргизской демократии окажет заметное влияние на регион, где повсеместно существуют авторитарные режимы. Киргизия может быть и отдаленная страна, однако она, вероятно, напугала всю Центральную Азию.
Газета Salzburger Nachrichten называет события в Киргизии кошмаром центральноазиатских деспотов:
Уже один тот факт, что население более не удастся дурачить так, как прежде, должен заставить содрогнуться, по крайней мере, диктаторов в странах Центральной Азии. Ведь несмотря на различия в "степени репрессивности" режимов, все эти страны стоят перед той же проблемой, которая в Бишкеке погубила Акаева, в Тбилиси – Шеварднадзе, а в Киеве – Кучму: эти лидеры более старшего поколения хотели передать новому поколению власть и теплые места, полностью не расставшись с ними.
Парижская либеральная газета Libération указывает на необходимость бережного отношения к росткам демократии в Киргизии:
Это поистине конец постсоветской эры, а для стран центральноазиатского региона – рождение надежды на получение подлинной независимости, которой они были лишены со времен царистской экспансии 19 века.
Сегодня киргизы - так же, как вчера грузины и украинцы - являются подлинными действующими лицами этих мирных революций. Они добиваются успеха потому, что бросают вызов изнуренным режимам, которые уже не в состоянии воспользоваться кровавыми методами подавления недовольства, присущими подлинным диктатурам.
Россия тоже уже не располагает средствами для защиты таких диктатур с помощью оружия. Однако необходимо бережно обращаться с цветами демократии, которые лелеял и взрастил Запад. Новым режимам необходимо оказывать помощь, с тем чтобы они не вернулись к привычкам прошлого.
Выходящая в Ренне газета West-France отмечает:
Президент России Владимир Путин с горечью констатирует провал своих усилий восстановить контроль над соседями своей страны. Кремлевский лидер склонен усматривать в этом длинную руку Вашингтона – точно так же, как во времена "холодной войны" Западу повсюду мерещилась длинная рука Москвы. Однако в горах и степях Центральной Азии демократии будет укорениться сложнее, чем в более благополучной Украине.